Священнослужители и верующие активно участвовали в антифашистской борьбе на оккупированных территориях СССР. Летом 1942 г. через партизанские подпольные группы почти всему духовенству на оккупированных территориях было передано послание патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия «К верным чадам Русской Православной Церкви».
Священник Иоанн Семенович Лойко принародно благословил трех своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 г. Хоростово было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам.
Прихожанин этой же церкви Иван Цуба на требование фашистского офицера показать, куда ушли партизаны, завел карателей в трясину непроходимого болота. Из них спасся только один переводчик, полуживым попавший в руки народных мстителей. Он и поведал о подвиге Ивана Цубы. Тело героя было погребено по православному чину с воинскими почестями рядом с церковью, прихожанином которой он был всю жизнь.
Одним из тех, кто остался с больными, калеками, старикам, и был о. Иоанн Лойко. Священник Иоанн Семенович Лойко был настоятелем церкви во имя Покрова Богоматери в с. Хоростово, ныне Старобинского р-на, Минской обл. В ночь на 15 февраля, перед Сретением Господним, оставшиеся в селе слышали пулеметные очереди, одиночные выстрелы, разноцветные вспышки ракет. Никто не знал, что ждет их... "Богослужение началось, как принято здесь, около шести часов утра. Через некоторое время послышались близкие выстрелы. Всем стало понятно, что немцы окружили село. После утрени началась исповедь. А народ все шел и шел. О. Иоанну передали, что фашисты приказывают всему населению деревни идти в церковь на молитву... Вскоре храм был переполнен, но из храма никого не выпускали. Почувствовав недоброе, о. Иоанн в кратком слове призвал всех присутствующих усердно помолиться и всем причаститься Святых Таин. Во время народного пения "Верую” в храм ворвались вооруженные фашисты и стали силой выводить из церкви женщин... О. Иоанн обратился с просьбой к офицеру дать возможность окончить богослужение.
В это время здоровенный фашист, выталкивающий с клироса молодых певчих, сзади схватил о. Иоанна и бросил его на царские врата. Они открылись, и священник упал перед Божиим престолом... Стоящие вокруг видели, как в двери храма вбивали гвозди, а к погосту подъезжало несколько саней, груженных соломой... Из показаний местных полицейских, принимавших участие в этой расправе и судимых военным трибуналом Белорусского военного округа после войны, известно, что из объятой пламенем церкви они слышали всенародное пение молитв: "Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите...”
В подпольной газете "Полесская Правда” за 1943 г. рассказывалось: "Более 300 обугленных трупов зарыто в сожженном селе Хоростово. В одной из могил – заживо сожженный немцами хоростовский священник И. С. Лойко, крестьянка Анастасия Корж вместе с тремя малыми детьми, из которых один грудной. Там же похоронена семья Константина Козловского из пяти душ, 90-летний дед Данилевич, 80-летний Степан Корж и много других невинных стариков, женщин и детей... Много таких могил в Белоруссии”.
О. Иоанн по долгу пастырской совести разделил до конца со своими пасомыми их земную юдоль.
По материалам газеты "Лидер-Пресс"
По материалам, предоставленным о. Николаем Розовым
|