Грицевич Елена Фёдоровна, учитель русского языка и литературы ГУО «Старобинская средняя школа»
В жизни дороже нет слов на всём белом свете. Главные люди в семье – папа, мама и дети!
В русской литературе создано немало произведений, в которых показана сила воздействия родителей на формирование личности ребёнка.
С молоком матери ребёнок впитывает мягкость, сердечность, чувствительность, отзывчивость, доброту.
А насколько действенна личность отца в воспитании духовно-нравственных качеств ребёнка?
В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к произведениям русской литературы. В программе 6-го класса среди изучаемых произведений есть замечательная сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвина.
Задумывались ли вы, в чём секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства? Ответ прост. Он умеет быть зорким. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и значительное, что под прискучившим покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни.
В повести «Кладовая солнца» в центре внимания М.М. Пришвина маленькие герои – брат и сестра Митраша и Настя, которых в их десять – двенадцать лет осиротила война. Трогательно и с любовью рассказывает писатель об этих умных, волевых и, главное, трудолюбивых детях, которым не дали пропасть не только забота односельчан, но и трудовая закалка, привитая им родителями с самого раннего детства, и постоянное общение с могучей и доброй природой, в которой они черпали благотворные силы стойко переносить жизненные испытания.
Митраше было десять лет с небольшим, а он уже владел бондарским ремеслом: «выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани».
Митраше уже известны многие тайны природы; отец научил его разбираться в богатой и сложной жизни леса, понимать особенности многих трав, распознавать птиц по голосу, пению.
Отца Насти и Митраши писатель не показывает. Он является внесюжетным персонажем произведения. Но образ этот необходим писателю для художественного утверждения важной мысли о преемственности добрых дел, о передаче творческого отношения к природе из поколения в поколение. Не случайно дети вспоминают не самого отца, а то, как он вводил их в живую лабораторию природы. Заходит ли речь о клюкве, о прекрасном местечке в лесу, которое зовётся в народе палестинкой, об ужасно топком месте, именуемом Слепой еланью, о матером волке, грозе окрестных мест, прозванном Серым помещиком, писатель сообщает, что все эти тайны лесной жизни поведал детям отец. Он тонко и умело воспитывал в них чувство природы, без которого, по мысли М.Пришвина, не может быть и настоящего человека и гражданина.
Ранним утром весенний лес живет шумно; на разные голоса поют, бормочут, чуфыркают пернатые, зазывая своих подруг. «Но вот среди всех этих звуков вырвался один – ни на что не похожий» Митраша по голосу определил: так кричит весной заяц; об этом ему говорил отец.
Перед рассветом в лесу вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками. Вот тогда как будто над всеми звуками вырвался, вылетел и все покрыл особый, торжествующий крик, похожий, как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: - Победа, победа! - Что такое? – спросила обрадованная Настя. Отец говорил: "это так журавли солнце встречают. Это значит, что солнце скоро взойдет".
Так отец открывал сыну многоликий мир природы, сообщал ему много интересных сведений о самых различных делах лесного населения, о сложных взаимосвязях между живыми существами.
Так погибший на фронте отец незримо присутствует в произведении, ибо все действия детей в конечном счете обусловлены умениями и знаниями и о жизни природы, и о взаимоотношениях друг с другом, и о долге перед окружающими, которые привил и завещал им отец. Именно великая отцовская наука добра и взаимовыручки спасла детей в конце повествования от, казалось бы, неминуемой гибели.
А теперь обратимся к произведению 8-го класса «Капитанская дочка». Цель изучения повести – познание прошлого, увиденного глазами великого поэта, и постижение некоторых особенностей Пушкина-художника, углубление представлений о нем, и развитие их умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом, и попутное совершенствование устной и письменной речи учащихся. Кроме того, самым важным, считаю, возбуждение раздумий школьников о серьёзных проблемах морали и поведения (вопросы чести, долга, любви).
А.С.Пушкин поручает повествование главному герою произведения дворянину Петру Гринёву, свидетелю и участнику трагических событий, связанных с восстанием Емельяна Пугачёва. Для чего он это делает? Вероятно, было необходимо показать эти сложные события как бы изнутри и глазами именно такого человека, каким был Петруша Гринёв.
Один из уроков мы посвящаем истокам формирования личности Петра Гринёва. Вместе с ребятами на страницах повести мы ищем ответы на ряд вопросов. Какой же он человек? Как он видит мир? По каким принципам живёт? Каковы его нравственные ориентиры? Насколько он объективен в своих суждениях? Нам важно понять, каким предстаёт перед нами герой уже на первых страницах повести, т.е. в начале своего жизненного пути.
Начинаем этот урок с чтения эпиграфа к I главе, который направляет наше внимание на отца героя – человека «старого века» с высокими представлениями о чести и долге дворянина, который, бесспорно, передал и сыну эти нравственные понятия. Беседа строится по вопросам, предложенным авторами учебника.
Заканчивая работу над произведением, мы обращаемся к эпиграфу ко всей повести «Береги честь смолоду» и подводим ребят к выводу, что Петр Гринёв, несмотря на все испытания, остался верен отцовскому наказу: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гонись; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду; что он правильно понимает значение слова «честь», именно так, как толкует его В.И.Даль: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Таким образом, на протяжении обучения в школе ученики осознают, что отец – источник мудрых мыслей, нравственных основ и устоев жизни. У него можно учиться, его нужно уважать, любить, верить и гордиться им.
|