Марина Селифонова, Ярославль
Несколько месяцев назад в мои руки пришла эта икона. "Старообрядческая Ветка," - представил её владелец. Я что-то где-то слышала... Глянула в инете: "Старообрядческое поселение на территории Великого княжества Литовского, ныне Гомельская обл., Беларусь. Основано в 17 в. выходцами из России, бежавшими от религиозных преследований..."
Мало. Нашла сайт музея г.Ветка. Вижу активную научную работу, публикации, конференции. Ветка, чтоб вы понимали, - это районный городок в 8 тыс жителей, зона поражения Чернобыльской аварией. На культурный центр не очень похоже.
В процессе работы над образом я понимаю, что передо мной маленький осколок огромного космоса. Искорка жаркого костра. Когда реставрацию закончила, уже решительно сказала: "Еду!"
И тут мои родные повели себя неадекватно. Вместо того чтобы крутить у виска, услышав о поездке в провинциальный музей соседнего государства, они сказали: "Езжай уже, удачи." Бросили на три дня свои дела, дав мне возможность уехать. И даже то, что это зона с правом на отселение из-за Чернобыля, на них впечатления не произвело... "А эта Ветка не так проста," - сказала я себе.
***
Город находится в 23 км от границы с Россией. Граница условная, никакого пограничного контроля, езжай себе. Вокруг белорусский пейзаж с низкорослой растительностью, полями, хатками. Сворачиваем на Ветку и попадаем в сосновые леса с крепким смолистым духом и русскими избами со ставнями и наличниками. Некоторые ставни закрыты - хозяева покинули свои дома...
Дома разные, как и жители. Здесь, ещё в дороге, я поняла, что Ветка - это люди. Не иконы, не традиция, а люди - основательные, живущие будто вечность. То, что я увидела и с чем встретилась в Ветке, в один пост не уместится. Даже самые смелые ожидания не оправдались - я потрясена ...
"... Ветка - это люди..."
Ветковский музей придумал Фёдор Шкляров. Местными считался чудаком и странным "никчемушником". Сам выходец из старообрядческой семьи, он собирал в своей избе любые "старости", выброшенные односельчанами или похороненные на задних дворах. За его спиной ещё раздавался смех земляков, а в его доме уже гостили дипломаты, художники и журналисты.
1 ноября 1987 года музей открылся, 1 ноября 1988 года умер его основатель.
С этого времени до ныне музей не женски крепко держит в руках Нечаева Галина. Ученица Шклярова, старообрядка, бывшая учительница. Её экскурсии - это гениальный театр одного актёра. Мы плыли вместе с первыми поселенцами вслед за Казанской иконой; мы отстраивали город, делая его похожим на райский сад; нас сжигали царские войска и угоняли в Забайкалье. Это было в тот самый миг, а не когда-то давно. Мы смеялись и были готовы плакать, причём одновременно. Мне казалось - ещё немного и она призовёт нас на подвиг во имя веры; и уверяю вас, мы бы пошли все, даже итальянец из нашей группы. На фото она общается с человеком, который не знает русского, а она не знает итальянского. Она говорит с ним об Огневидной Богоматери и Богородице Заре Христа... Фото всё скажут лучше меня.
Если вы дочитали до сих - эта женщина не напрасно вдохновляла меня битых полтора часа :) .
Иконы из собрания Ветковского музея народного творчества им. Ф.Г. Шклярова
Иконы - это лишь малая часть сокровищ старообрядческой Ветки. Вот немного уникального ветковского бисерного шитья. К 19-20 вв. шитьём занимались одиноко жившие мастерицы. Помимо ремесла, они учили детей грамоте и пению по крюкам. Одарённых девочек брали в ученицы.
Райские сады в бисере. Из собрания музея г.Ветка Гомельской обл. Беларусь. Все вещи 19-20 вв.
В честь праздника
Ветковские бабушки водят "карагод". Фото сделано сотрудниками музея г. Ветки в этнографических экспедициях.
И ещё видео с высказываниями ветковцев о жизни предков.
Будьте и вы все здоровы и долголетны!
Культурная Эволюция
|