Причины возникновения школьных прозвищПрозвище
- неотъемлемая часть жизни школьников. Они существуют во всех школах,
во всех классах, во всех городах и деревнях. Прозвища создаются
школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется
психологическими особенностями детей подросткового возраста -
стремлением к необычному, новому, что проявляется и в языков ой среде и в
поведении подростков и молодежи. Основные причины их возникновения
следующие: 1) определение отношений в коллективе; 2) емкая и лаконичная
характеристика носителя прозвища. Функции воздействия прозвищем самые
разнообразные, вот некоторые из них: агрессия (желание обидеть,
разозлить сверстника); игра (желание привлечь к себе внимание, не желая
обидеть, провокация на активные действия - погоняться, померяться
силой); шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится
повеселить окружающих); самоутверждение (сознательно обижать сверстника,
чтобы унизить его в глазах окружающих, "поставить его на место”,
утвердить лидерскую позицию); месть (обиженный ребенок начинает
дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; а так же
поступает от зависти).
Происхождение школьных прозвищЕсли
раньше прозвища давались по имени или занятию предка и передавались
потомкам, то сейчас большинство дается школьникам от их фамилий и имен.
Например, Данила ( Данилевич), Федя (Федорович), Лекса (Алексей), Тройка
( Тройнич), Вася ( Васильев), Володя ( Володин), Ермак (Ермакович),
Казан ( Казанович), Броня ( Брановец), Чумак ( Чумаков), Лук Репчатый (
Цыбулько), Крыска ( Кристина), Бык ( Быченя), Поносик (Насеня), Шеф
(Шевчик).
На втором месте находятся прозвища, данные школьникам
по их внешнему виду: Снайпер (косоглазый), Шпала (высокая),Чикен (
окрашен в желтый цвет, как цыпленок), Великан, Лысый, Страус, Утка (
ноги кривые), Штукатурка ( много косметики), Рембо, Слон, Винни-Пух,
Мартышка (ушатый), Беляш, Маугли ( волосатый), Килька (большие глаза),
Карлсон ( толстый), Тарзан, Карлик, Пышка, Пирожок, Бочка.
Одна
из групп школьных прозвищ связана с поступками, чертами характера ее
носителей: Шестерка (доносчик), Цискаридзе ( хорошо танцует), Комендант (
все знает), Отец (авторитетный), Почта ( все хочет знать), Зажигалка (
веселая), Гармонист, Боксер, Матушка (заботливая), Ветер (ветреный),
Нытик (часто плачет), Лиса ( хитрый), Вертолет ( шаловливый), Ашхлор (
любит химию).
Некоторые школьники выбрали себе ник, который используют в интернет-общении: Наха, Сашок, Гриб, Блондинкаи т.д.
Социально-психологические аспекты школьного прозвища.Анализируя
анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в
школу, потом их количество растет до 9 класса, а в 10-11 классах резко
сокращается. Этот факт свидетельствует еще раз о том, что в подростковом
возрасте наиболее распространенные прозвища, а в старших классах это
необходимость исчезает благодаря социально-общественному взрослению
старшеклассников.
Надо отметить, что там, где более дружные
отношения в классе, выше успеваемость, тем меньше прозвищ: влияет общий
культурный фон.
Один из вопросов анкетирования был: нужны ли
прозвища? Варианты ответов - да (39 %), нет (23 %), все равно (38 % ).
Мы считаем, что все зависит от ситуации. Например, в классе, где 5 Саш
или 4 Тани, прозвища помогают в общении. Да и вообще скучно было бы без
прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.
Но
психологи предупреждают, что относится к школьных прозвищ нужно
внимательно: угроза конфликта в связи с их применение на самом деле
серьезная. Прозвища влияют на психику детей и могут повлиять на
дальнейшую жизнь. Психологи отмечают, что неблагоприятные отношения в
коллективе способствуют возникновению у ребенка отрицательных
переживаний, неуверенности в себе и нежелании учиться. Прозвища нередко
являются причиной преждевременного выхода из школы. Тогда дефицит
социального признания и общения компенсируется поиском внешкольного
круга ровесников, которые характеризуются противоправным поведением.
Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям:
снижение успеваемости, пропуски занятий, невротические и психические
заболевания. А самое страшное, что регулярные издевательства и
оскорбления способны спровоцировать попытку самоубийства или покушения
на жизнь обидчика.
По мнению психолога, прозвище может быть как
приятным для человека, так и может нанести ему психологическую травму.
Но все же главное - это реакция на кличку. Учитывая выше перечисленные
проблемы, психологи советуют: 1) не поддаваться эмоциям и не обращать
внимания на обидные слова-прозвища, 2) надо научиться отвечать так
обидчику, чтобы у него не возникло желания к тебе приставать, 3)
спокойно и уверенно спросить у обидчика, почему он так обращается к
тебе.