Виктория Малахова, Ярославль
Я иду через старинный приусадебный парк, расположенный между улицами Кооперативная и Терешковой. В этом парке растёт старый дуб, которому более 200 лет. В выходные, возвращаясь с прогулки по Набережной, наша семья часто проходила по этому парку, немного заброшенному и неустроенному. И сегодня я обнаружила, что парк реставрируют. Обновлены дорожки, реконструируется спортивная площадка. Очень важно, когда красота, созданная ранее, возрождается в современных, таких непростых условиях.
Я иду на встречу с удивительным человеком Юрием Спиридоновым, судьба которого вдохновила меня рассказать о нем людям. Я читала об этом человеке, знаю, что лет сорок назад он создал свой театр, собрал подростков, юношей и девушек под одним названием «Балаган». Из-за неизлечимой болезни ему пришлось оставить свое дело, но несмотря ни на что, он вернулся спустя почти тридцать лет и продолжил работу режиссером в современных, таких непростых условиях.
Юрий Спиридонов, режиссер, редактор интернет-портала «Культурная эволюция», с юмором вспоминает о том, как начинал свою карьеру, как появился «Балаган», с какими трудностями пришлось столкнуться. Окончив режиссерский факультет Щукинского театрального училища, он работал в театре, затем создал свой. После его поборол недуг, и из театра пришлось уйти. Более 20 лет занимался дизайном сайтов, интеллектуальной деятельностью. А три года назад, уже в инвалидной коляске, решился на то, чтобы вернуться к театральной режиссуре, набрал студию, возродил театр под старым названием. Пришли новые люди, вернулись прежние актеры. Уже в этом 2018 году в воссозданном «Балагане» выпустил премьеру спектакля по Маркесу «Очень старый сеньор с огромными крыльями».
МВ: Юрий Владимирович, когда Вы решили стать режиссером и почему?
ЮС: Это очень давно было. Значит так, мне исполнилось семь лет. Меня моя мама отвела на спектакль «Синяя птица» во МХАТ. Только «отвела» - это не совсем правильно, потому что расстояние от того места, где мы жили, до МХАТа – 1500 км. На самолете слетали на спектакль, потом вернулись назад – вот, наверное, такое мое первое театральное впечатление, думаю, от этого такая любовь началась к театру. Потом в школе занимался в театральном кружке. Ходил во Дворец Моторостроителей, потом в театральный институт поступил и так далее, вот так.
МВ: А идея создать «Балаган» как появилась?
ЮС: Да не было там особо никакой идеи… Я, когда пришел из армии… директор Дворца Пионеров пригласила меня поработать с детским театральным коллективом. Вот я пришел туда, начал работать, собственно, из этого получился театр «Балаган». Пришли мальчики и девочки, вот как ты, изначально нас было очень много, но к концу года осталось всего 30 человек.
МВ: Что вначале было для Вас самым сложным?
ЮС: Знаешь, вначале все просто. Вначале не задумываешься, как это все делать. А делаешь так, как получается. Ну, не знаю, когда учишься, поступаешь в университет, тебе объясняют, как надо правильно, как по законам, как по правилам, ты начинаешь их соблюдать и так далее. А когда ты правил не знаешь – ну, давай вот так вот – и делаешь. Я не могу сказать, что это было сложно.
МВ: Как после такого продолжительного перерыва Вы решили начать все заново? Трудно ли было на это решиться?
ЮС: Вообще, конечно, трудно. Есть же какие-то незаконченные дела и хочется довести их до конца. Была идея с этим спектаклем, была музыка написана к нему, но те, кто в нем участвовал – автор стихов, композитор – предложили вернуться, мол, давай поставим. Ну, я и согласился. И сошлось, много чего сошлось, разных обстоятельств, даже их и описать трудно, но во всяком случае, получилось. Вернулись, хотя, конечно, работать достаточно сложно, потому что время такое, что все надо за деньги, всегда надо искать какие-то средства. Все не так, как было раньше. Тогда было проще, были свои трудности, но в этом плане проще.
МВ: Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
ЮС: Анекдот есть такой про ворону, я расскажу. Вот собрались Лебеди лететь в Африку осенью. А тут Ворона подлетает: «Лебеди, возьмите меня в Африку». «Ворона, ты чего? Это ж далеко, ты же не долетишь, это ж какие крылья надо иметь». «Ну возьмите меня,» – продолжает Ворона. «Как хочешь,» – ответили Лебеди. Взлетели Лебеди, два раза махнули крыльями и улетели, а Ворона где-то сзади, отстает. Все, точечка, нет ее. Прилетели Лебеди в Африку, приземлились. Главный вожак посмотрел и говорит: «Да, жалко Ворону». Тут смотрит: точка маленькая, увеличивается, увеличивается… Ворона летит. Летела, летела, упала и отдышаться не может. И говорят Лебеди: «Ворона, слушай, да ты героиня!» «Да какая я героиня? Дура я, дура!»
Вот и я, сложно все, поэтому через преодоление, с помощью усилий, потому что это интересно. Жить надо интересно.
МВ: Дайте совет людям, которые хотят что-то сделать, но им не хватает уверенности в себе, смелости.
ЮС: Если человек никогда не попробует, то никогда не сможет понять, его это или не его. Есть такая мудрость: человек жалеет не о том, что сделал, а о том, что мог сделать, но не сделал. Поэтому если есть какая-то мечта, желание – пробуй. Ну, не получилось – ничего страшного. Зато попробовал. Если есть такая возможность, то делай. А вдруг получится, а вдруг понравится? Поэтому мой совет: пробовать и не бояться!
***
А ведь и правда: пробовать, начинать, даже начинать заново не страшно, если делать это с юмором и жизнелюбием, как мой сегодняшний собеседник Юрий Спиридонов, режиссер собственного театра, режиссер собственной жизни.
«Балаган», 1980-е годы, фото из личного архива Ю. Спиридонова
«Балаган», 2018 год, фото из личного архива Ю. Спиридонова
|