Михальченкова Наталья, Балванович Полина, 10 класс
Мультипликация как неотъемлемая часть масс-медиа прочно влилась в нашу жизнь и, скорее всего, не скоро, а возможно, и никогда не уйдет из пространства массовых коммуникаций. Увлечение компьютерными играми в настоящее время носит довольно распространенный характер. Развитие современного ребенка происходит под мощным влиянием информационной среды, ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строит модель мира. По мнению овременных психологов, мультфильмы и компьютерные игры сильно изменяют и деформируют психику ребенка. Что переживает ребенок, долгое время смотря мультфильмы или играя в компьютерные игры? Естественно, он соотносит себя с их героями. Таковы законы восприятия художественного произведения.
Начиная исследования, мы предположили, что на формирование идеалов и ценностей гимназистов влияют модели поведения любимых мультфильмов и компьютерных игр. Исследования проводились на трех ступенях образования (3; 7; 10 классы) и базировались на диагностических мероприятиях, качественном и количественном анализе.
Мы выяснили, что с изменением социокультурной ситуации развития детей изменяются их ценности и идеалы. Проведенный анализ ответов учеников гимназии на вопросы о любимых мультипликационных фильмах и компьютерных играх позволяет сделать вывод о том, что у обучающихся гимназии приоритетны компьютерные игры. Вызывают тревожность именно игры он-лайн на военную тематику, где наши ребята играют в реальном времени, только лишь виртуально убивая противников. Образ любимого героя - это сильный и мужественный воин, полностью вооруженный. Эти игры, к сожаленью, по мнению психологов, формируют у обучающихся такие качества характера, как агрессивность и жестокость, стирают грань реальной боли и виртуальной. Вызвали волнения и игры-общения, где также ребята реальное общение со сверстниками, родителями, братьями или сестрами заменяют виртуальным, создавая виртуальные семьи и виртуальных друзей. Такое виртуальное общение закрывает от реального социума, делает закрытыми и замкнутыми, возникают страхи и тревоги. В последствии - трудности в выстраивании перспектив на будущее. Взволновали и проблемы временных режимов просмотров мультфильмов и участия в компьютерных играх. Надеемся, что результаты наших исследований дадут возможность родителям и педагогам взглянуть на идеалы и ценности наших гимназистов с точки зрения того, что является для них ценным и значимым, ориентиром в отношениях с окружающим миром и примером для подражания. Предлагаем родителям напомнить своим детям о добрых мультипликационных фильмах, вспомнить о традициях семейных просмотров и обсуждений. Предлагаем родителям заменить компьютер и телевизор совместными вечерами с чаем и книгами, посещением всей семьей бассейнов и просто прогулками на свежем воздухе. Все это делает семью дружной, а родителей и детей - счастливыми.
|