Елена Евич
Современная эпоха характеризуется кризисом всех традиционных институтов
общества, в том числе, семьи. Кризис, в котором сейчас находится
институт семьи, приводит к разрушению всего общества, его устои,
оказывает сильнейшее негативное влияние на личностное развитие молодых
людей. Значение семьи для душевного и духовного развития человека, его
становления как полноценной личности не подлежит сомнению. Особое
значение института семьи всегда поддерживалось Церковью: многие святые
особенно подчёркивали роль семьи в развитии нравственной и психически
здоровой личности. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «совершенно
невозможно стать плохим тому, кто с самого начала воспитывался со всяким
усердием и заботой. Так как грехи не находятся внутри самой
человеческой природы, у них не получается победить такое большое
попечение о человеке». Педагоги,
социологи, психологи, философы, священнослужители сегодня говорят о
том, что настало время не только защищать права семьи, поддерживать
семьи, но возрождать нравственные устои традиционной семьи (расширенной и
нуклеарной). Греческий психиатр Константин Коллиас в своей книге
«Семья и душевное здоровье человека» характеризует ряд задач, которые
выполняет семья: воспроизведение, вклад в социализацию индивидуума,
становление его индивидуальности, а также поддержка членов семьи в их
жизни [1]. Вклад семьи в социализацию её членов заключается в
особенных социальных ролях, которые играют члены этой семьи во
внутрисемейных отношениях. Становление личности, индивидуальности члена
семьи достигается через развитие его «частного эго», а также
«социального эго». Каждый человек в семье – особенный и имеет свою
индивидуальность. Семейные социальные роли налагают на него
ответственность и дают ему определённые преимущества как члену социума. Семья
служит для своих членов поддерживающей системой. Семья – это крепость и
защита от врага. Семья принимает и фильтрует информацию, поступающую из
её социального окружения. Члены семьи поддерживают друг друга при
помощи различных поощрений, не только и не столько материальных, таких
как деньги или вещи, подарки, но и, прежде всего, эмоциональных и
нравственных, и это, например, ласка, одобрение какого-либо поступка,
задушевная беседа. Беседуя и получая оценку своим действиям, члены семьи
находят решение разных проблем. Семья даёт человеку возможность более
открыто выражать свои эмоции. Семья помогает выдержать отрицательные
ответы жизни на наши пожелания, особенно, когда речь идёт о срыве наших
планов. Именно в семье учат и учатся смирению. Образовательный
проект «Круг семьи» является совместным. В нем участвуют педагоги и
учащиеся ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района», ГУО
«Гимназия № 2 г. Солигорска», ГУО «Средняя школа № 2 г. Солигорска»,
члены редакционных коллегий Интернет-газеты «Pro et Contra», газеты «The
VIP» (Гимназия № 2 г. Солигорска), газеты «Без назвы» (Старобинская
средняя школа). Технической площадкой для реализации проекта
является веб-сайт «Круг семьи», расположенный по адресу
sol-family.ucoz.org. Школьники, работая в режиме творческого диалога с
педагогами и родителями (законными представителями), сами создают
социально значимый продукт (Интернет-проект), осознавая собственную
ответственность за качество представляемого контента, влияя тем самым на
формирование общественного мнения, в результате чего запускается
процесс самовоспитания, саморазвития, самоформирования семейных
ценностей. Почему Интернет-проект? Современная жизнь строится в
двух информационных пространствах: в реальном и виртуальном. Дети много
времени проводят в сети Интернет, они успешно освоили эту территорию.
Именно поэтому мы, педагоги и родители, должны идти в Интернет, в
социальные сети и разговаривать с детьми там. К тому же Интернет дает
огромные возможности расширить круг людей, с которыми мы готовы
поделиться нашими мыслями, идеями, образами, опытом. У
Интернет-проектов есть ряд преимуществ. Во-первых, информационные и
аналитические материалы готовятся и публикуются в режиме максимальной
актуальности, «по горячим следам» и быстро достигают адресата. При этом
Интернет-сайт не имеет ограничений по объему и времени показа и может
предоставить свежую информацию в полном объеме в любое время. Сетевое
издание может обновлять статьи столько раз в день, сколько это
необходимо. С другой стороны, Интернет позволяет накапливать и хранить
информацию, создавать архивы любой глубины. Возможных технических
решений у электронной продукции гораздо больше, нежели у печатной:
функция поиска, предоставление информации в любом виде (текст, картинка,
графика, аудиофайл, видеофайл). Все это стимулируют активность
деятельности учащихся участников проекта и повышают их ответственность
за подготовленный к публикации материал. Во-вторых, интерактивные
возможности Интернет-ресурса позволяют вступить в диалог с читателем,
который всегда может обсудить новость на форуме или высказать свое
мнение в комментариях к материалу. В-третьих, интерактивное голосование дает возможность изучить мнение посетительской аудитории по какому-либо вопросу. Большинство
материалов сайта подготовлены учащимися: истории их семей, семейные
традиции, размышления, исследования, эссе, стихи и проза, фотографии. Одна
из ведущих рубрик проекта – «История моей семьи». Здесь размещаются
материалы о семьях учащихся, их истории, традициях, семейных святынях,
написанные самими детьми, порой в творческом диалоге с родителями. Рубрика
«Размышления и думы» чрезвычайно важна тем, что дает возможность
взрослым, родителям и учителям делиться своим жизненным опытом о том,
как им удалось создать дружную, крепкую семью. Здесь поднимаются вопросы
о роли отца в семье, о патриотическом воспитании детей в семье, об
истинных ценностях в семье, об искусстве прощения обид, о необходимости
внимания к слову в семье, о недопустимости низкой брани, о том, как
поговорить с ребенком о личных взаимоотношениях, публикуются размышления
детей и подростков о семейном счастье, о том, какой они хотят видеть
свою будущую семью. Дети и взрослые, участники проекта
рассказывают о традициях и святынях в их семьях: о воевавших в Великую
Отечественную войну дедушках и бабушках, о семейных иконах, о своих
маленьких, но очень важных радостях и т.д. Перед какой иконой
молиться о даровании мира и благополучия в семье, о детях, в тяготах и
невзгодах? Какими словами, какой молитвой? Какие иконы святых,
оберегающих семьи, есть в наших храмах? Об этом и о чудотворной помощи
святых рассказывается в рубрике «Святые покровители семьи». Важно,
чтобы семья была здоровой, для этого хороши семейные спортивные
занятия. Семейному спорту посвящена рубрика «Спортивная семья».
Учащиеся
рассказывают о своих семьях и на английском языке, чтобы их услышали,
прочитали, поняли и зарубежные посетители сайта. Для этого создана
специальная рубрика «Our Family». Авторы нашего сайта не только
говорят о своих семьях, но и проводят научные исследования, проблематика
которых лежит в области семейных традиций и христианских ценностей. По
материалам их исследований публикуются научно-популярные статьи и эссе. Семья
крепнет в совместных радости, веселье, досуге. Именно для полезного,
умного отдыха всей семьей предложены посетителям викторины, кроссворды,
загадки, ребусы, которые можно найти в рубрике «Подумаем и поиграем». В
специальном модуле «Методическая копилка» размещены доступные для
свободного скачивания презентации, сценарии праздников, мероприятий,
посвященных семейным праздникам, памятки для родителей и детей,
материалы специальных проектов, направленных на формирование рыцарского
отношения к женщине, уважения к старшим, идеала крепкой семьи. Этот
раздел сайта полезен для педагогов, классных руководителей,
педагогов-организаторов, социальных педагогов, психологов и, конечно же,
– для родителей. 1. Коллиас, К. Семья и душевное здоровье
человека [Электронный документ]. – Режим доступа:
http://www.matrony.ru/krizis-sovremennoj-semi/ - Дата доступа:
08.04.2013 Культурная Эволюция, Ярославль
|