Празднование иконе совершается 4 сентября (по новому стилю).
По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к
типу Одигитрия ("Путеводительница"). Она близка к вариации Перивлепты
(где изображается общение Богоматери и младенца). Иконография Богородицы
родственна другим грузинским иконам X—XVI вв, в особенности
Кахетинским.
Рассматриваемый образ очень напоминает Иерусалимскую икону Божией
Матери.
Икона имеет ковчег - углубленную центральную часть на лицевой
поверхности доски. Изображения Богоматери и младенца Иисуса занимают
большую часть ковчега. Голова Богородицы склонена и повернута к
Богомладенцу, сидящему у нее на левой руке. Правая десница Христа
поднята в благословении, а в левой он держит свиток - знак спасительного
учения для просвещения человеческого рода.
Характерной особенностью изображения Спасителя на Грузинской иконе
является, подвернутая под левую, обнаженной подошвой наружу, правая
нога.
Первоначально икона находилась на территории Грузии. Когда в 1622 году
персидский шах Аббас захватил эту страну, икона была вывезена в Персию
среди прочих трофеев. Вот здесь, три года спустя, на одном из восточных
базаров она и попалась на глаза Стефану Лазареву - приказчику купца
Григория Лыткина из Ярославля. Находившийся в Персии по торговым делам
Стефан не смог пройти мимо православного образа и на свой страх и риск
приобрел икону, хотя богато украшенная золотом и серебром святыня стоила
недешево.
Приблизительно в это же время его хозяину Григорию Лыткину было во
сне откровение о некой иконе, которую было необходимо передать в
конкретный монастырь под Архангельском. Не придав значения сну, Лыткин
вскоре забыл про него.
Через четыре года после этого события в 1629 году в Ярославль
возвращается Стефан и показывает приобретенную Грузинскую икону Божьей
Матери. Купец тут же вспоминает про таинственное сновидение и следуя
полученной в нем установке, направляет образ в Красногорский (ранее
Черногорский) монастырь, стоявший под Архангельском на реке Пинеге, где
специально для нее строит церковь.
Икона оказалась чудотворной. Монах обители - слепой и глухой Питирим
после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать.
Это событие нашло отражение в одном из церковных кондаков -
«Бурю внутрь имея помышлений сумнительных слепец Питирим, егда
озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся и страхом обдержим бе,
мняше о сем, яко о навождении бесовстем: многа бо лета слеп бе, с
молитвою знамение креста сотвори, обращься ко храму и узре чудную Твою,
Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме,
яко отверзошася очи его и слух его открыся, благодарственное принес
Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.»
Явила многочисленные чудеса икона и в дальнейшем, так, что в 1658
году даже был издан специальный указ царя Алексея Михайловича и
патриарха Никона об установлении дня празднования иконе 4 сентября (по
новому стилю), а с 1698 года было предписано каждый год приносить
Грузинскую икону в Архангельск для, как говорилось: «освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости».
Но не только в Архангельск носили икону, побывала она в Москве, Вологде, Переславле-Залесском и других российских городах.
В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская
икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя,
напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел
сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни
возьмись в огромном количестве птицы склевали его.
Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился.
В двадцатых годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря
икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь
вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую
патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске, но
после этого образ бесследно исчез.
В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный
список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым - изографом
кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем
поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския».
Со святого образа делались многочисленные списки и четыре из них, как и
оригинал, прославились впоследствии своими чудотворениями.
Три из них находятся в Москве.
В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года,
сделанный предположительно Симоном Ушаковым - «первоклассным изографом
царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и
как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена
Грузинская икона Божьей Матери для "поновления живописи и наложения новой ризы".
Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее
заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после
молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.
(адрес местонахождения этой иконы - Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, Никитников переулок, д.3)
Другой чудотворный список ранее принадлежал Алексеевскому женскому
монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя.
Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же
эпидемией язвы.
Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе,
находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И
вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем
вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону
Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона,
отыщите ее - и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет
исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры
монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в
стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После
молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на
нет.
По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили
драгоценным окладом. В память избавления от чумы в 1654 г. было
дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.
(список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках, Сокольническая пл., д.6)
Третий список прежде находился в храме Покрова Божией Матери на
Воронцовом поле. Чудотворения, исходящие от этого списка Грузинской
иконы, сподвигли царицу Параскеву Феодоровну на создание драгоценного
киота (1706 г.) Святой образ в свое время посещали императрица Анна
Иоанновна с Государем Императором Александром Первым.
(адрес нынешнего местонахождения - храм святителя Мартина
Исповедника, ул. Александра Солженицина, бывшая Б.Коммунистическая,
д.15)
Еще одна очень почитаемая копия с Грузинского образа хранится с 1661 г. в
Раифской Богородицкой пустыни Казанской епархии. Список был заказан
митрополитом Лаврентием лучшему иконописцу Казани. Размещен он был в
специально для этого построенной соборной церкви во имя Грузинской иконы
Божией Матери. В монастырских скрижалях зафиксированы чудеса,
происходившие во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь.
Слепые прозревали, исцелялись душевнобольные, хромые начинали ходить без
костылей.
Предание рассказывает о случае, который произошел в деревне
Васильево близ города Свияжска летом 1830 года. Была страшная засуха, и
люди молили Грузинскую Богородицу о дожде. Во время молебствования на
небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на
поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в
лесу под натиском стихии ломались ветки на деревьях.
(адрес местонахождения списка - Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа)
Молитва Грузинской иконе Божьей Матери.
Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия
честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному
образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и
послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению
и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши,
расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши,. обидимыя
от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,.
Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства
разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия
многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от
смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к
Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице!
Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и
почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих
невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и
непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков.
Аминь.