Данилевич Янина, Старобин
15 октября 2016 года не только войдёт в историю Старобинской средней школы, но и останется в памяти тех её учеников и педагогов, которые стали участниками встречи, открывшей имя еще одного знаменитого выпускника нашей школы – Герасимени Валерия Павловича.
Герасименя Валерий Павлович - Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Форума «Общественное признание» России, Академик академии военных наук РФ, Академик международной академии энерго-информационных наук (МАЭН), доктор технических наук, профессор, полковник запаса, ветеран Вооруженных Сил РФ,научный руководитель компании Инбиофарм, полковник запаса, ветеран Вооруженных Сил РФ, ученик периода 1957 -1966 г.г. Старобинской средней школы имени Героя Советского Союза Д.Т. Гуляева.
Место работы: Научно-исследовательский испытательный центр ФГУ 3 ЦНИИ Министерства обороны РФ. Военный институт инженерных войск.
Должность: старший научный сотрудник
Экскурсия по школе и встреча с учащимися в музее оставили у всех самые яркие и неповторимые впечатления. Как нужно прожить жизнь, чтобы состояться в ней как человек, личность, найти дело всей своей жизни, которое сделает счастливым и тебя, и людей, среди которых ты живешь? Как принести пользу миру, всему человечеству и просто каждому человеку? Что дает человеку силы, мужество для преодоления трудностей, сложностей в жизни и чем для него на всю жизнь остается родная земля, дом, школа, учителя – на эти и многие другие вопросы были получены ответы в ходе проведенного нами интервью со знаменитым земляком.
Валерий Павлович, часто ли Вы бываете на своей малой родине и что, на Ваш взгляд, изменилось в школе?
Я не был здесьдавно, потому что родственников в Старобине не осталось. Сам я когда-то попал на службу в Россию и в Беларусь уже не вернулся. Конечно, поселок очень изменился. Стал современнее, появилось больше многоквартирных новостроек, но ностальгию вызвали улицы с частными домами и уютными двориками, утопающими в зелени и цветах. Я родился на улице Калинина, она осталась почти такой же, какой я ее помню, и от этого на душе стало очень тепло, как будто встретился с чем-то почти забытым, но таким родным и близким.
И школа, в которой я учился, все та же. Нет, здесь много нового, но вот она, деревянная лестница с перилами, по которой мы гурьбой бежали во двор на переменах, вот большой коридор на втором этаже, где проводились все мероприятия, собрания, торжественные линейки. И учительская все там же, и библиотека. Ну а школа, в которой учитесь вы, новая. Ее еще не было, когда я был школьником.
Поделитесь, что заставляет человека спустя 50 лет приезжать в родную школу, где работают уже новые учителя, совсем нет знакомых, да и сама школа другая?
Знаете, связь с родными местами у меня была всегда. Она укрепляла во мне силы и уверенность в завтрашнем дне в тяжелые для меня времена. А с годами больше начинаешь ценить свои корни, осознаешь, что дала нам школа. Когда у нас с вами завязалась переписка, мое сердце откликнулось, захотелось приехать, вспомнить молодость, поделиться с вами своим отношением к школе и родным местам. Ведь то, что есть во мне хорошего,- это заслуга моей семьи и учителей, отдававших нам, ученикам, не только знания. Перед поездкой сюдая пересматривал фотографии, вспомнил всех учителей и своих одноклассников и еще больше убедился, что ехать надо. Что помогло простому парню из многодетной семьи, окончившему обычную районную школу, добиться таких успехов в жизни?
Да, действительно, я родился в многодетной семье, восьмой ребенок из девятерых детей. До меня в семье рождались девочки, а папа мечтал о сыне. И вот 13 февраля 1951 года родился я, а через два года еще один сын – Леонид. Отношения в семье были нежные, любящие, сестры тепло и хорошо относились ко мне и брату, всегда во всем помогали. Благодаря им в пять лет я мог уже читать, считать, писать фамилию и имя.
Моей первой учительницей была Мария Александровна Апольская. Сначала мама отвела меня в другой класс, но я плакал горькими слезами, потому что все ребята с моей улицы были в классе у Марии Александровны. Учительница взяла меня за руку и сказала: «Мальчик, не плачь, теперь ты будешь со мной». Я всю жизнь благодарен ей за это.
Я принадлежу к поколению, которое мечтало об открытиях и неизведанных вершинах. Мы все стремились побывать в космосе, летать на самолетах, двигаться быстрее.Это была пора «хрущевской оттепели», мы, молодежь, были счастливы от того, что у нас тогда в стране творилось, радовались переменам, хотели быть в гуще событий. Я никогда не забуду то состояние подъема, в котором мы находились.
Мечта моя была вырваться из Старобина и лететь куда-то дальше. Однажды мне даже приснился сон, что над Старобином летят большие самолеты, которых тогда еще не было, и я почувствовал, что это знак: я должен делать что-то масштабное.
Значит, Вы мечтали стать космонавтом?
Космос – это скорее образ, детская мечта о чем-то большом и значительном. А вообще, в школьные годы я любил рисовать, хотел стать художником. Сначала рисовал сам, потом у меня появился учитель. На улице Комсомольской жил художник, у него я училсяработать с маслом и акварелью. В школе активно оформлял стенды, плакаты, засиживался часто допоздна. Немного подрабатывал – готовил афиши для клуба. Для нашей многодетной семьи это было очень кстати. Параллельно и музыкой занимался, долгое время играл на трубе в школьном духовом оркестре. Играли мы всюду: и танцы, и праздники сопровождали, и даже похоронные процессии.
После 8 класса после долгих раздумий решил поступать все-таки не в художественную школу, а в архитектурно-строительный техникум в Минске. Поступил легко и свободно. Там тоже занимался музыкой во Дворце профсоюзов, а еще графикой, резьбой по металлу, дереву, чеканкой.
Когда окончил техникум, как лучшего студента меня распределилив Минский проектный институт.
А как вышло, что в жизнь такого творческого человека настолько прочно вошла армия?
Началось все просто: меня призвали на службу. Там предложили поучиться, и я окончил военное училище под Псковом. Потом была служба в Киевском военном округе, учеба в военно-инженерной академии в Москве. Учился хорошо, поэтому меня выбрали для поступления в адъюнктуру (это то же, что и аспирантура на гражданских специальностях), но в это же время назначили начальником лаборатории по обеспечению учебного процесса в академии. Было необходимо переоснастить академию, внедрить технические средства обучения.Признаюсь, был расстроен, потому что к тому времени мне уже хотелось по-настоящему заниматься наукой, а работа в лаборатории откладывала это на неопределенный срок. Но я был военным и должен был работать там, куда меня направили.
За год и два месяца мы выполнили задание, и я, наконец, получил возможность продолжить учебу и заниматься наукой. Защитил диссертацию, сначала кандидатскую, потом и докторскую, в 1994 году получил звание профессора. Все это время служил в армии, занимался подготовкой научных кадров офицеров, разработками по обеспечению деятельности наших частей и подразделений, укреплению обороноспособности государства. За свою работу получил звание заслуженного деятеля наук, был избран академиком Академии наук Российской Федерации.
Расскажите, чем занимаетесь сейчас?
Так как я офицер, то мне приходится бывать в «горячих точках», где в сложнейших военных условиях нужно проявлять всё свое мужество, приобретенные навыки и знания, чтобы вместе с коллегами и соратниками выполнять поставленные задачи.Со временем становится естественным то состояние, в котором ты живешь не для себя, а во славу, во имя Родины, для людей. Ты знаешь, что за тобой стоят мирные люди, и ты можешь сделать все, чтобы этих людей в нужное время и необходимый час защитить. «Есть такая профессия Родину защищать» - она была, будет, есть.
Реализация моих проектов тесно связана с компанией«Инбиофарм», в которой я работаю научным руководителем.Название компании образовано из словосочетания: «инновации в биологии и фармации». Компания была основана в 2008 году группой ученых, объединенных общей задачей создания новых фармакологических субстанций из различных природных источников и лекарственных препаратов на их основе.Мы создалитехнологию производства фармакологической субстанции на основе экстракта мицелия вешенки, которая стала основой для целой серии лекарственных препаратов. Была разработана технология получения нового вещества группы стеролов, продуцируемого грибом Pleurotusostreatus(вешенка) и обладающего полифункциональной медико-биологической активностью, что послужило отправной точкой для создания высокоэффективных рецептур лекарственных средств.
Кроме того, в рамках компании проводится научно-исследовательская работа по созданию технологии получениянаноструктурных частиц различных металлов, пригодных для применения в медицинской практике.В рамках компании создан отдел новых медицинских технологий, в состав которого входит медицинский центр. Основными задачами отдела является разработка комплексных программ лечения и реабилитации пациентов с применением препаратов, разрабатываемых компанией и участие в медико-биологических и клинических испытаниях этих препаратов.
С момента основания наша компания сотрудничает с учеными и специалистами ведущих научно-исследовательских центров России и Беларуси. Результаты научно-практической деятельности компании изложены более чем в 350 научных трудах (статьи, тезисы докладов, патенты, научно-методические пособия, монографии, отчеты о НИР).
Мои научные исследования направлены на укрепление и сохранение мира на земле. В настоящее время занимаюсь фундаментально-прикладными исследованиями в довольно актуальных областях науки, в том числе совместно с Академией наук Беларуси. Нам удалось реализовать много вопросов по Чернобылю, и сейчас в рамках международных программ мы разрабатываем технологии восстановления зон с пострадиационными изменениями. У меня более 140 патентов (Приложение№1) на изобретения в области физики, химии, биологии, коллоидной химии, математики, кибернетики. Есть несколько разработок, связанных с медициной. Одной из последних разработок является новейший усовершенствованный комплект для обеспечения боеспособности и сохранения жизни военнослужащего, попавшего в экстремальную ситуацию. Наша деятельность направлена на созидание, а не на разрушение. И сегодня фраза из художественного фильма «Офицеры» приобретает еще более глубокий смысл.
Считаю, что основа всему была заложена в школе. Я больше чем уверен, что каждый из вас станет достойным человеком и сделает все необходимое, чтобы внести толику своего труда в фундамент замечательной Старобинской школы.
Р.S. С Валерием Павловичем у нас установлены тесные контакты. Его уроки жизни для нас очень важны. Мы получаем от него письма, наполненные чувством большой и искренней любви к своей малой Родине. К празднику Первого Звонка мы получили поздравление-наказ, которое произвело на нас сильное впечатление.
ОБРАЩЕНИЕ
к учащимся и преподавательскому составу одной из старейшей и богатой традициями Старобинской средней школы
имени Героя Советского Союза Д.Т. Гуляева
23 августа 2019 года Россия, г. Москва
Дорогие моему сердцу, глубокоуважаемые учащиеся и учителя славнейшей, с вековыми традициями по подготовке и воспитанию десятков поколений достойных граждан нашей великой Родины школе. Я один из многих тысяч выпускников (в частности, 1966 года) нашей славной школы, Ваш земляк ГЕРАСИМЕНЯ Валерий Павлович, поздравляю Вас в этот юбилейный для всех нас год с праздником Первого звонка, открывающего свои двери в начальных классах первоклашкам постигать азы, простые правила грамматики и счета, которые на начальном этапе обучения являются важнейшим багажом и станут им неотъемлемым звеном в системе достижения знаний, как крылья птице для высокого и долгого успешного полета.
Для школьников, продолжающих свое обучение, желаю творческих успехов в постижении новых тайн в окружающем мире знаний в математике, биологии, физике, химии, истории и многих других областях науки, техники и искусства. Ваши сегодняшние успехи в достижении новых знаний позволят Вам в последующем сформировать свой профессиональный взгляд на дальнейший творческий трудовой путь служению Родины. Никогда не забывайте, что в труде успехов суть. Свои таланты раскрывайте посмелее.
Для выпускников, окрепших и, как говорят, ставших на крыло для уверенного взлета в завтрашний день, открывающий двери в Высшую школу для достижения профессиональных знаний, я желаю проявить твердый характер, уверенность, собранность и готовность реализовать на практике полученный багаж знаний, переданных за долгие годы обучения наставниками родной школы, уверенно идти по жизненному творческому и трудовому пути.
Мы, взрослые профессиональные и деловые люди, в разные времена познавшие кладезь знаний и навыков в стенах родной и любимой нам славной Старобинской средней школы, в этот день в мелодичном созвучии Первого звонка 2019 года в лучах праздничной радуги света и цвета говорим Вам, дорогие нам школьники: «В ДОБРЫЙ ПУТЬ, К НОВЫМ ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ, ЧТОБЫ ВЫ СТАЛИ ВЫШЕ, ОБРАЗОВАННЕЙ, ВЗРОСЛЕЕ!»
С искренним уважением и любовью ко всем Вам – ученик периода 1957 -1966 г.г. Старобинской средней школы имени Героя Советского Союза Д.Т. Гуляева, ныне Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Форума «Общественное признание» России, Академик академии военных наук РФ, Академик международной академии энерго-информационных наук (МАЭН), доктор технических наук, профессор, полковник запаса, ветеран Вооруженных Сил РФ ГЕРАСИМЕНЯ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ.
Приложение №1
Основные патенты автора
Герасименя Валерий Павлович
- Композиционный полимерный материал (варианты) и способы его получения
- Способ коррекции функционального состояния биологического объекта и устройство для его осуществления
- Способ образования искусственного покрытия и варианты устройства для его осуществления
- Способ взрыво-пожаро-профилактики на складах хранения боеприпасов и варианты устройства для его осуществления
- Прибор для выполнения специальных работ
- Способ получения кабамидоформальдегидной смолы
- Препарат, влияющий на тканевый обмен, и применение штамма гриба PLEUROTUS 1137 для его получения
- Установка для получения изделий из карбидо-формальдегидного пенопласта
- Фильтр очистки воздуха от токсических примесей и микробиологических загрязнений
- Применение препарата "Экстракт мицелия вешенки "РЕВИТАЦЕЛ" на основе штамма гриба Pleurotusostreatus ВКПМ F-819, влияющего на мужскую репродуктивную функцию
- Теплоизоляционный полимерный материал и способ его получения
- Способ очистки воздуха от токсических примесей и микробиологических загрязнений и устройство для его осуществления
- Способ получения наноструктурных металлических частиц
- Фильтрующий материал для очистки жидких и газообразных веществ и способ его получения
- Препарат на основе гриба PLEUROTUS 1137, влияющий на мужскую репродуктивную функцию
- Препарат 4-Hydroxy-17R-Methylincisterol, влияющий на тканевый обмен, и применение штамма гриба Pleurotus 1137 для его получения
- Препарат на основе гриба Pleurotus 1137 для коррекции лекарственной непереносимости в комплексной терапии туберкулеза легких
- Препарат с полифункциональной медико-биологической активностью, влияющей на тканевой обмен на основе штамма грибаPleurotusostreatus ВКПМ F-819
- Монодисперсный коллоидный водный раствор ионов серебра, обладающий антимикробным и антитоксическим действием (варианты) и способы их получения
- Установка генерирования и рассеивания специальных материалов
- Способ взрывопожаропрофилактики на складах хранения боеприпасов и варианты для его осуществления
- Радиопоглощающая структура
- Радиолокационный имитатор ложной цели
- Поглотитель электромагнитных волн
- Композиция бинарноколлоидной смеси наноструктурных частиц серебра в стабилизаторе, обладающая антимикробным и анититоксическим действием (варианты) и способ ее получения
- Монодисперсный коллоидный водный раствор ионов серебра, обладающий антимикробным и антитоксическим действием (варианты), и способы их получения
- Комплект боеприпасов-кассет для управляемого внезапного резкоконтрастногораспятнения или аэрозольного образования в зоне расположения маскируемого объекта
- Индивидуальная деформирующая маска для подвижного объекта с адаптивной системой управления физическими параметрами маскировочного покрытия
- Способ борьбы с объектом, оснащенным системой обнаружения и поражения атакующих элементов, боеприпас и устройство для его осуществления
- Способ внезапного изменения фоноцелевой обстановки и импульсный распределитель маскировочного пенного материала для его осуществления
- Установка для генерирования водо-воздушной и твердеющей полимерной пены заданной цветовой окраски
- Способ борьбы с объектом, оснащенным системой обнаружения и поражения атакующих элементов, боеприпас и устройство для его осуществления
- Способ получения инцистерола
- Способ диагностики аномалий дифференцировки сперматозоидов при мужском бесплодии в системе
- Маскировочный материал
- Способ получения наноструктурных металлических частиц
- Получение благородных металловиз жидких металлических соединений. Наноструктуры
- Способ получения окрашенных текстильных материалов, обработанных гидрозолем катионов серебра, с комплексом светостабилизирующих, антимикробных и антитоксических свойств
- Применение препарата "экстракт мицелия вешенки "ревитацел" на основе штамма гриба pleurotusostreatusвкпм f-819, влияющего на мужскую репродуктивную функцию
- Монодисперсный коллоидный водный раствор ионов серебра, обладающий антимикробным и антитоксическим действием (варианты), и способы их получения
- Композиция бинарной коллоидной смеси наноструктурных частиц серебра и ионов серебра в стабилизаторе, обладающая антимикробным и антитоксическим действием (варианты) и способ ее получения
- .Способ диагностики аномалий дифференцировки сперматозоидов при мужском бесплодии в системе.
- Препарат с полифункциональной медико-биологической активностью, влияющий на тканевой обмен, на основе штамма гриба pleurotusostreatusвкпм f-819
- Принципы восстановления фертильности и улучшения толерантности криоконсервацииэякулята
- Антиоксидантная терапия при сниженной фертильности у мужчин.
|