На формирование игровой зависимости у ребенка часто влияет
отсутствие любви и уважения в семье, недостаток внимания к нему. Свою
боль из-за недостатка любви ребенок может пытаться заместить
удовольствием от игры…
Тем мамам и папам, которые не
понимают компьютерной опасности, можно задать следующий вопрос: «Могли
бы вы, желая, чтобы ваши дети в ваше отсутствие не бегали по улицам,
оставить им игральные карты и, объяснив правила игры в «очко», удалиться
до вечера?» Каждый скажет, что такого не сделает. Но электронные игры -
это те же азартные игры и замаскированность их электроникой не должна
никого вводить в заблуждение.
Сравнительно недавно к инфовселенной
подключилась новая составляющая – компьютерная, - столь мощная, что по
праву может претендовать на роль уже «двенадцатой музы». Прежде всего – в
сфере развлечений, игр.Компьютер еще недавно был голубой мечтой,
которая, как это часто случается в жизни, сбывшись (если продолжить
цветовые cравнения), посерела, а местами даже почернела. Заядлые
пользователи, и особенно «геймеры», таким утверждением, конечно,
возмутятся. И напрасно…
Игромания, лудомания (от латинского
"ludus” – игра), гемблинг (от английского "to gamble” – играть в
азартные игры) – этими терминами именуют патологическую зависимость от
различных игр. Думается, что это определение для игромании слишком
мягко. Слово «мания» гораздо точнее определяет страсть к играм так как в
переводе с греческого означает «сумасшествие, помешательство, особенно
на одном предмете…». Впрочем, даже слово «зависимость» наводит на
достаточно неприятные мысли. По «Толковому словарю» Даля, зависеть от
чего-то или от кого-то означает «быть под властью, под полным влиянием,
быть в чьей-то воле».
Какие виды игровой зависимости
встречаются чаще всего? Наиболее распространено «зависание» на
компьютерах, казино (обычном и он-лайн), игровых автоматах, картах,
лотереях. К довольно распространенному виду игромании также относится
пристрастие к ставкам на скачках или спортивных состязаниях.
Как быстро развивается игромания? Опыт
психологической помощи людям, зависимым от различного рода игр, говорит
определенно: игромания может развиваться очень быстро. Серьезное
втягивание в игру нередко происходит за несколько недель, а иногда даже
часов. По сути дела, речь идет о своеобразном виде наркотика. Игромания,
алкоголизм, наркомания, блудная страсть – понятия, стоящие в одном
ряду.
Механизмы формирования всех зависимостей одни и те же.
Всех пристрастившихся людей объединяет стремление быстро и без особых
усилий избавиться от психического напряжения, уйти от решения реальных
проблем и связанного с ними труда. Иначе говоря, человек зависимый
использует предмет своей страсти в качестве антидепрессанта (!),
отключающего разум, заглушающего совесть, изменяющего ощущения и
чувства.
Когда пристрастие удовлетворено, наступает некоторое
облегчение. На какое-то время состояние человека будто бы улучшается.
Человеку кажется, что жизнь стала лучше, что отступило беспокойство,
неуверенность, усталость, неудовлетворенность. Однако через некоторое
время иллюзии исчезают. В реальности оказывается, что трудности и
проблемы никуда не делись, а только усугубились. Жизнь блекнет, теряет
свой смысл.
Человека вновь одолевает печаль, раздражительность,
тревога, презрение к себе и разочарование. Он снова чувствует себя
несчастным, и ему снова хочется «почувствовать себя хорошо», причем в
самое ближайшее время. И тут человек, конечно же, обращается опять к
своему излюбленному способу - бегству в мир иллюзий. В результате – еще
большая депрессия.
Получается порочный круг… Последствия
оказываются плачевными, так как происходит разрушение личности, семьи,
разрастаются проблемы на работе, надвигается обнищание и т.д. и т.п.
Игра становится главной ценностью в жизни. Человек перестает быть самим
собой. Хуже того, его жизнь становится жизнью наоборот: в игре он живет,
а в жизни играет…
Дельцам игрового бизнеса, как и
наркобизнеса, на это, как говорится, начхать: «ребята загоняют большие
бабки» - на нашем здоровье и благополучии. В каждом казино и на игровых
автоматах лишь один человек постоянно и крупно выигрывает - это сам
владелец заведения. Тысячи посетителей делают все, чтобы обеспечить его
баснословный барыш. Некоторые для этого продают свои квартиры, лишают
содержания своих детей, мошенничают на работе. И с каждым годом людей,
души которых выжжены игрой, все больше.Самыми азартными в мире
являются, по некоторым данным, китайцы и другие народы Юго-Восточной
Азии.
Игромания приобретает уже такой
размах и созданные ею в обществе проблемы настолько серьезны, что
кое-где государство считает уже себя обязанным вмешаться. Так, игорный
бизнес в Италии законодательно запрещен. Разрешена лишь деятельность
пяти муниципальных казино. Они расположены исключительно на границах
государства - для того чтобы «перехватить» своих родных итальянцев,
намеревающихся спустить деньги в Монте-Карло, во Франции или Швейцарии.
Если уж им «зудит» растратить свои кровные, то пусть эти денежки хотя бы
остаются на родине. Италия решительно ограничивает деятельность
иностранных казино-операторов в интернете. Веб-провайдеры призваны под
страхом штрафа от 36 000 до 215 000 долларов блокировать доступ
итальянских пользователей к игорным порталам.
Во Франции индустрия игр не запрещена,
но находится непосредственно под контролем МВД. Доступ запрещен
следующим категориям лиц: военнослужащим в униформе, лицам, находящимся в
алкогольном или наркотическом опьянении, лицам, добровольно высказавшим
желание быть огражденными от посещения игорных заведений и т.д.
В Дании игра в казино запрещена,
вместо него азарт крутится в основном вокруг футбольных тотализаторов,
но там, где разрешены азартные игры, ставки очень низкие, а правила
четко регламентированы. Несмотря на это, в Дании с населением всего в 5
миллионов – 150 тысяч человек регулярно играют в различные азартные
игры.
Игорный бизнес в США начинался с
Атлантик-Сити и Лас-Вегаса. Сейчас он пустил свои щупальца почти во всех
штатах. По федеральному закону, 90 % прибыли от игорного бизнеса должно
вернуться играющим в виде выигрышей. Впрочем, и десяти процентов от
доходов игорного бизнеса достаточно, чтобы Атлантик-Сити и Лас-Вегас
процветали. В 2002-м году американцы потратили на азартные игры более
500 млрд. долларов. Около 20 млн. американцев играют постоянно в
азартные игры. Из них более 5 млн. могут быть отнесены к патологическим
или проблемным игрокам, еще 15 млн. составляют группу риска.
Компьютерный анализ, произведенный журналом «Ю.С. ньюс энд уорлд
рипорт», показывает, что в городах, где появлялись казино, наблюдался
резкий рост преступности.
В арабском мире, в большинстве
мусульманских стран, азартные игры запрещены не только законом, но и
религией. Законы шариата к азарту строги и даже беспощадны. Игроманы
могут быть подвергнуты жестоким мерам наказания - вплоть до смертной
казни. В Израиле азартные игры запрещены совсем, а владельцам подпольных
игровых салонов грозит пожизненное заключение. Так что – да, заботятся
кое-где о своих гражданах…
Что же касается постсоветского
пространства, то только в одной Москве до недавнего времени, согласно
газетным публикациям, насчитывалось не менее 30 тысяч игровых
автоматов, которые регулярно посещали около 500 тысяч граждан.
Социальный состав игроманов очень разнообразен. Среди них есть богатые и
бедные, пенсионеры и школьники, люди с высшим образованием и рабочий
класс. Женщин среди игроков около 10 % - видимо, они гораздо
ответственнее относятся к своей семье и к собственной жизни…
Дело, однако, обстоит еще хуже, чем
может показаться на основании приведенных данных об игровом бизнесе.
Дело идет уже о психологическом сдвиге в сознании немалой части
населения постсоветского пространства. Чуть ли не на каждом углу если
не казино, то зал игровых автоматов. Получение денег во что бы то ни
стало (причем много и сразу!) превратилось в своеобразную «религию».
Людей буквально сводят с ума этим призраком легкой наживы. «Сводят с
ума» – не только в переносном смысле, но зачастую - и в прямом.
Психологический принцип казино - «все и сразу!» - прямо-таки вбивается
в людские головы посредством СМИ, повествующих многочисленные сказочные
истории о «счастливцах», которые ничего не имели, а потом вдруг стали
богатыми. При этом исподволь насаждается немудрящая «философия»:
единственная настоящая «добродетель» – это быть богатым, и любые
средства хороши для достижения этой «великой цели»…
И средства
действительно предлагаются любые: «герои» популярных телешоу, чтобы
получить «все и сразу», готовы рисковать жизнью, «подсиживать» товарища,
спариваться перед телекамерой или демонстрировать полную небрезгливость
в поедании того, что есть нельзя… Нас убеждают: «Зачем разбираться,
каким образом ты добыл вожделенные деньги? Главное, что они у тебя
есть!» Принцип азартной игры переносится на всю нашу жизнь,
рекламируется и превозносится. Но жизнь не казино…
Отправляясь в игровое заведение или
бросая монетки в автомат в супермакете, люди считают это отдыхом,
приятным развлечением, хотя это реальная опасность, приводящая к
деградации личности, - так утверждает академик Т. Дудко. «Развлечение»
довольно быстро перерастает в болезнь.
Для диагностики игромании
существует тест, предложенный шведским профессором Йонсоном. В нем
десять вопросов типа: «Часто ли участвуете в игре и добываете деньги на
игру? Часто ли играете на большие суммы? Случается ли вам играть в
течение более длительного времени, чем намеревались перед приходом в
казино или в зал игровых автоматов? Возникает ли у вас желание увеличить
размер или частоту ставок, чтобы достигнуть азартного возбуждения?» И
т.д. Если вы ответили положительно хотя бы на четыре из этих десяти
вопросов, вы можете считать себя потенциальным игроманом.
Азартными играми всегда увлекались
большей частью люди определенного психического склада: их так и
называют – азартными. В группу риска также входят психически
неуравновешенные подростки. (Беда еще в том, что слишком многое в
современной жизни «помогает» человеку проявлять эту опасную
склонность.) Все сильнее воздействуют на психику человека и социальные
причины, толкающие его в омут игры.
По наблюдениям
специалистов, больше других к зависимости расположены люди одинокие –
так они компенсируют недостаток общения. Одна из категорий риска – люди
пассивные, со сниженной способностью к адаптации в стрессовых
ситуациях. Лишенные сочувствия и помощи близких, многие из них, когда не
могут справиться с внешними обстоятельствами, идут в игровой зал, чтобы
отвлечься от проблем (которые при этом никак не решаются). На
формирование игровой зависимости у ребенка часто влияет отсутствие любви
и уважения в семье, недостаток внимания к нему. Свою боль из-за
недостатка любви ребенок может пытаться заместить удовольствием от игры…
Тем
мамам и папам, которые не понимают компьютерной опасности, можно
задать следующий вопрос: «Могли бы вы, желая, чтобы ваши дети в ваше
отсутствие не бегали по улицам, оставить им игральные карты и, объяснив
правила игры в «очко», удалиться до вечера?» Каждый скажет, что такого
не сделает. Но электронные игры - это те же азартные игры и
замаскированность их электроникой не должна никого вводить в
заблуждение.
Что такое азарт? С точки зрения психологической, это
особо сильное волнение, связанное с ожиданием результата какого-либо
действия или выбора, который может быть положительным или отрицательным и
который заранее трудно предсказать. Элемент непредсказуемости
необходим, без него не может быть азарта, который проникает в человека
через любую доступную щель, в данном случае - через щель приемного
устройства компакт-диска компьютера, этого «венца человеческой мысли».
С точки зрения физиологической, азарт
объясняется особенностями химии человеческого организма - повышенной
потребностью в адреналине. Так что болезнь азарта можно назвать еще и
адреналиновой. Адреналин – вещество обоюдоострое. В критической ситуации
оно призвано помочь человеку, например, вылезти из глубокой ямы,
перепрыгнуть высокую стену. Весь организм мобилизуется, чтобы выжить, но
потом ему требуется достаточно долгий отдых, чтобы восполнить
перерасход сил.
В случае с азартными играми мы имеем
принципиально иное явление: вместо реальной борьбы за выживание – погоня
за острыми ощущения животного порядка. При этом силы тоже
перерасходованы, – но азарт передышки не дает и продолжает истощать
организм. Постоянно нагнетаемый в кровь адреналин вызывает различные
расстройства и заболевания: вегето-сосудистую дистонию, тахикардию,
астено-невротический синдром, прогрессирует близорукость, возникают
изменения в показателях работы мозга.
Ребенок становится
невнимателен и неусидчив, плохо усваивает школьный материал. Так что
родителям, которым «ничего не жалко» для любимого чада, стоило бы
обеспокоиться не столько расходами на дорогостоящие «прибамбасы»,
сколько отрицательными изменениями, причем не только в состоянии
физического здоровья, но и в психическом и нравственном облике своего
ребенка.
Содержание современных компьютерных
игр (и «качество» совести их создателей) заслуживает отдельного большого
разговора. С психикой, как известно, вообще шутки плохи. Компьютерные
же игры в большинстве своем нашпигованы всякой нечистью: монстрами,
скелетами, привидениями, киборгами, людоедами и т.п. Или более «близкие
к жизни» игры, в которых рекламируются реалии уголовного мира: казино,
стриптиз-шоу, вышибалы, налетчики, киллеры, террористы. При этом все
виртуальное выглядит очень натурально: хлюпанье крови, летающие
конечности и прочее. Дети с неустойчивой психикой (а таких сейчас
много) могут приобрести серьезные психические заболевания.
…О воспитательном эффекте компьютерных
игр говорить вовсе не приходится. Озабоченные добыванием «хлеба
насущного» (в том числе на компьютер «с наворотами») родители над этим
не задумываются: главное – ребенок «при деле», за компьютером, и под
ногами не путается, воспитательных усилий не требует. Пусть
развлекается!..
Это тяжелое заблуждение. На все нужна мера. Ведь
постоянно развлекать - это значит отвлекать от серьезного,
ответственного отношения к жизни. Если не воспитывать ребенка в умении
воздерживаться от своих прихотей и развлечений, не сдерживать его
своеволия и своенравия, то вырастет, по русской пословице, «отцу -
матери бесчестье, роду- племени позор».
В самом деле: если
цель большинства игр сводится к тому, чтобы «обхитрить» или «догнать и
убить» – о каком воспитательном эффекте от таких игр можно рассуждать?
Игрок становится полноправным соучастником искусственной «реальности» -
сцен насилия и разврата, - а не пассивным переживающим. И можно не
сомневаться, что незрелый подростковый ум непременно перенесет на своих
ближних стереотипы общения с монстрами или порочными красавицами. Это
неизбежная закономерность: от теории к практике…
(Создатели «компьютерной империи» не
останавливаются ни перед каким подлогом: стали появляться исследования,
в которых пытаются доказать, что такие игры очень полезны, так как
способствуют, в частности, уменьшению врожденной агрессивности и тяги к
насилию и в конечном итоге - чуть ли не борьбе за мир во всем мире. Что
ж, «за хорошие бабки» нанятый горе-исследователь выведет вам - в
самых «научных» терминах - все что угодно.
Любой честный
специалист по психотехникам знает аксиому «подобное притягивается
подобным», - следовательно, заглушать в человеке тягу к насилию путем
расстреливания на экране монстров и расправы с противниками-каратистами
- примерно то же, что тушить пожар, заливая его бензином…).
Психологи говорят о том, что появился
уже особый клан, особый психологический тип заядлых детей-игроков
(«геймеров») - агрессивных, горластых, нервных, вороватых, лживых,
беспринципных, невежественных и нечистоплотных.
В отсутствие же
подкачки уже упомянутого адреналина (или уже недостаточности такой
подкачки) у такого подростка наступает сонливость, депрессия. Чтобы
как-то «взбодрить» себя, подростки идут «для развлечения» на различные
противоправные действия: забрасывают учебу, отнимают деньги у младших
или воруют их иным способом, употребляют наркотики - вплоть до участия в
преступных организациях и тоталитарных сектах.
(Родственникам игроманов необходимо
четко представлять себе, чем грозит постоянное потакание прихотям
патологического игрока - ребенка, взрослого - и какой должна быть их
позиция. «Девиз правильного поведения такой: отстранись с любовью, -
считает руководитель психологических и реабилитационных программ
Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи иеромонах Иона
(Займовский).
– Это означает, что они должны прекратить решать
за игромана его проблемы…» «Чем больше стараются родственники,
взваливая на себя проблемы игромана: улаживают проблемы с долгами,
милицией, судами, тем более это позволяет ему ни о чем не беспокоиться и
продолжать играть. И чем больше родственники стараются, тем хуже
результат», - говорит специалист по работе с игрозависимыми Р.
Герасимов. - Пока он не поймет, что болен, пока не достигнет «дна», у
него не появится желания что-то изменить в своей жизни.
Помощь
родных может выражаться в том, чтобы накормить игромана, если у него нет
денег на еду, или помочь найти ему специалиста, который может оказать
ему помощь, поддержать морально, но ни в коем случае не давать ему
денег».)
…В докомпьютерную эпоху символом
азарта были игральные карты. Таким символом они остаются и в наш век
высоких технологий. В карты и сегодня продолжают играть очень многие, но
мало кто знает, какое губительное влияние на душу человека они имеют.
Во многих художественных изображениях
преисподней, а также в фольклоре часто повторяется один сюжет: в
отблеске мрачного огня, на котором жарятся грешники, сидит ватага
чертей, «режущихся» в карты. Художественная интуиция и народное чувство
правды здесь не ошибаются: азартные игры действительно извлекают все
самое темное со дна человеческой души.
Вот, например, что говорит святитель
Тихон Задонский: «Спроси всякого картежника: ради чего он начинает
играть? Не для того ли, чтобы чужим добром воспользоваться, чтобы
ближнего добро себе присвоить? А когда так, то и занято сердце его
страстью корысти и хищения, и он хотя и не выигрывает, однако грешит
против Десятой заповеди Божией, которая ничего не велит ближнего своего
желать: «не пожелай». А когда выигрывает, то и самой вещью похищает. К
тому же сколько проигравшиеся в карты делают обиды домашним своим,
жене, детям, отнимая от них необходимое и даже причитающееся им …».
Корысть на чужое добро не единственное отступление от заповедей.
Увлечение
картами развивает в игроке множество пороков. Карты очень часто
сопутствуют человеческим порокам, как бы являясь приложением к ним: они
неслучайно являются любимым занятием колдунов, воров, пьяниц… Или
средством наживы на нашем легковерии – для шулеров и гадалок всех
мастей…
Очень часто карточные игры
сопровождаются обманом, драками, потерей имущества, иногда даже
убийствами. Даже выигрыш в азартной игре не идет игроку во благо. В
случае же поражения игрок впадает в раздражение, гнев или уныние,
отчаяние, нередко идет на самоубийство. Нередки расстройства психики.
Все мы помним Германа в пушкинской «Пиковой даме», который, не получив
ожидаемой удачи в игре, сошел с ума… Печальна судьба многих заядлых
картежников…
У азартных игр есть и мистическая
сторона. Сами игроманы, посещающие группы реабилитации анонимных
игроков, рассказывают, что в процессе игры они испытывают не только
желание выиграть, но и потребность в самой игре как в процессе. Многие
не могут прекратить игру даже при крупном выигрыше, когда, казалось бы,
уже опасно далее «испытывать судьбу»: настолько игра затягивает.
Работа или учеба, долги, накопившиеся из-за игры, боль и слезы близких,
интересы семьи – все это куда-то уходит. Остается только игра. В
состоянии азарта человек полностью отключается от окружающей
действительности, у него отсутствует критическое отношение к
происходящему и к себе самому; он никого и ничего не любит, ни о чем не
жалеет – как говорится, маму родную продаст и убьет.
В душе
человека начинается процесс, подобный раковому. Раковые клетки
бесконечно пухнут, делятся, порождая себе подобные, не умея уступать
право на существование клеткам другого типа – соседним.) Но только в
слаженности всех систем сохраняется целостность организма: ведь
разрастаясь за счет «ближнего», раковые клетки в конечном счете губят
организм в целом, а вместе с ним – и самих себя. То же происходит и в
душе человека: когда какая-то потребность, желание начинает распухать,
вытесняя, заслоняя все остальное, тогда рождается «опухоль души» -
грех… И как раковая опухоль убивает тело - так грех, уродуя душу,
убивает ее...
Что скрывается за пагубным
пристрастием к играм, ясно отражено в одном из писем М.Ю. Лермонтова, не
избежавшего этого гибельного увлечения. Поэт писал своему другу: «Когда
я играю, я чувствую бестелесного дьявола, притаившегося за моими
плечами». И прямо утверждает: «Азартные игры – это сети, в которые
сатана ловит души».
В азартной игре, как правило, доминирует
страстное желание превосходства, «победы» над соперником - что
способствует развитию гордыни. Гордыня же, как известно из библейского
предания, явилась первопричиной падения ближайшего к Богу ангела и, в
конечном счете, - нашего, человеческого, падения…Человек перестает быть
самостоятельной личностью – он становится игрушкой в руках темных сил,
владеющих им. Такова духовная суть заболевания азартными играми.
Именно поэтому категорически
неприемлемы азартные игры для христианского сознания: все современные
азартные игры по сути представляют собой копию древних языческих игр.
Особую опасность представляет игра в карты. Казалось бы, какое
отношение имеют карты к вопросам веры?..
Происхождение карт нужно искать в
«каббале» – древней эзотерической доктрине Израиля, зародившейся в русле
иудаизма и впоследствии перенятой магами средневековой Европы. Особенно
широко «каббала» использовалась для всевозможных гаданий. Каббалисты
считают, что карты, которые используют гадальщики и игроки, есть первая
«книга», писанная знаками еще до изобретения азбуки.
Такая
древняя «книга» эмблематических знаков называется «таро». Многие
мистики и маги во все времена пытались до конца проникнуть в сокровенный
смысл знаков «таро», но для большинства их изыскания заканчивались
плачевно. Так например, в 16-м веке Вильям Постель, пытавшийся найти
ключ к их «арканам», сошел с ума от этих занятий. (Информация к
размышлению для любителей вопрошать потустороннее!) Карты «таро» весьма
древние, но с большой пользой для себя (не для нас!) используются
предприимчивыми современными гадателями, предлагающими свои услуги по
многим каналам телевидения…
Четыре игральные масти известны,
пожалуй, всем. А вот что они обозначают – известно далеко не
всем.Оказывается,все четыре картежные масти подразумевают не что иное,
как орудия страданий нашего Спасителя – Христа. Крест
Христов издевательски воспроизведен в виде масти «трефы» (иногда их так
прямо и называют – «крести»). Почему издевательски – об этом немного
позже. Картежная масть «пики» (иначе «вини») означает евангельскую
пику, то есть копье римского сотника Лонгина, пронзившего своим копьем
грудную клетку Распятого Христа. Картежная масть «черви» - это подобие
евангельской губки на трости, протянутой Страждущему для утоления жажды.
Масть «бубны» воспроизводит евангельские четырехгранные гвозди,
которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко Кресту.
Знаменателен смысл, заключенный в
правилах игр с использованием этих карт, при которых «в дураках»
остаются все играющие, потому что не знают, чем играют. «Побивание»
одних карт другими символизирует ритуальные жертвоприношения, которые в
иудаизме называются «кошерными» (то есть «чистыми»), и они якобы имеют
силу над Животворящим Крестом Христовым. Более того: наивные игроки по
сути символически показывают, что Христов Крест «побивается»
какой-нибудь ничтожной «козырной» шестеркой, не зная, что слова «козырь»
и «кошер» этимологически связаны и пишутся, например на латыни,
практически одинаково.
По невежеству многие люди,
перекидываясь «в дурака», позволяют себе по сути дела хулить Господа,
взяв, к примеру, карту с изображением «трилистника», то есть Креста
Христова, которому поклоняется полмира, и швырнув ее небрежно со словом
(прости, Господи!) «трефа!», что в переводе с древнееврейского означает
«скверна», «нечисть»!
Игральные карты были определенно
«вдохновлены» темными силами как кощунственное хуление крестных
страданий Христа. Таким образом христианин, играющий или хранящий у себя
карты (а также пользующийся услугами других при помощи карт) вольно или
невольно становится хулителем Господа…
Если знать о том, что игральные карты
служат осквернению христианских святынь, то станет очевидна и роль
карт в гаданиях – этих исканиях сомнительных «откровений» … у
кого?.. Карты являются одной из разновидностей спиритизма – то есть
контактов с потусторонним миром, которыми занимались во все времена и
во всех странах приверженцы язычества и просто суеверные люди. О многих
способах гадания в Древнем Риме писал еще Цицерон. В средние века в роли
вопрошателей выступали маги и колдуны.
В наше время занятие
спиритизмом, одной из разновидностей которого является гадание на
картах, вновь стало принимать такие размеры, что возникают самые
серьезные опасения за психическое здоровье многих наших сограждан.
Игральные карты сегодня имеются, к несчастью, во многих домах и
являются также орудием общения с потусторонним миром: посредством их
человек непременно входит в контакт с темными силами, даже если он сам
этого не чувствует или не понимает.
То есть человек, берущий в
руки карты, превращается в медиума, посредника между земным миром и
миром духов тьмы. Однако между физическим миром и миром спиритизма лежит
черта, попытка перешагнуть которую чрезвычайно опасна для человека.
Поэтому христианский запрет на игру в карты и гадание на них – это не
покушение на свободу личности, а забота о психическом здоровье людей и
очередное предупреждение об опасности их гибельного воздействия на души
тех, кто входит через карты в сношения с падшими духами…
И все-таки трудно многим удержаться от
любопытства: уж очень хочется узнать, «что будет»… Так что же – «врут»
карты или «не врут»?
Современные гадальщики на картах сами
удивляются тому, что многие события, ими предсказанные, сбываются. Их
непонимание происходит от того, что сами гадальщики чаще всего считают
символы-«арканы» чисто формальным знаком, не связанным с тонким миром и
представляющим из себя некое подобие случайных чисел.
На самом
деле карты несут не столько информационный, сколько
ритуально-заклинательный характер. То есть при обращении с картами
субъект производит направленное магическое воздействие на объект через
ритуально-каббалистическое заклинание – ведь в магии вызывание демонов
так и производится: с помощью известных слов, знаков и определенных
рисунков . Гадальщик входит в новое для него состояние, а говоря
православным языком, - он отдает себя во власть падших духов. Путем даже
неосознанных заклинательных действий происходит его подключение к
духовному поднебесью, которое в свою очередь воздействует на человека, к
нему подключающегося, и старается как можно чаще побуждать его к такому
подключению, таким образом постепенно овладевая помыслами и волей
людей.
Часто подобные гадальщики признают, что со временем
изображения на выпавших картах уже не играют решающего значения в
определении дальнейших событий. Падшие духи непосредственно нашептывают
им определенную схему событий, могущую иногда и сбыться. Но в ключевых
вопросах жизни посредством ложной информации о будущем они могут довести
человека до отчаяния, следствием которого может быть даже самоубийство…
…В чем же причина такого
распространения за последние десять-пятнадцать лет игромании – наряду
с алкоголизмом, наркоманией? Опытные психологи, давно работающие со
страдающими такими пристрастиями людьми, утверждают: человек становится
одержимым той или иной зависимостью потому, что отказался от высоких
духовных устремлений и усвоил эгоцентричный образ жизни, идущий вразрез с
велениями совести.
Такая жизненная позиция обусловливает
характерные изменения в поведении и эмоциональном состоянии человека:
смысл жизни он связывает в первую очередь с получением удовольствий -
как «лекарством от совести».
…Размах, который приобретает
игромания, свидетельствует: игромания перестала быть личной проблемой
того или иного человека и его семьи – она превращается в тяжелое
заболевание общества в целом. Дело в том, что игра уже является
формой всей современной жизни в целом.
Современное человечество играет
самозабвенно и азартно на биржах, стадионах, сценах, конференц-залах и
казино. На наших глазах происходит стирание грани между детством и
взрослостью. Как остроумно подметил кто-то, разница между взрослым и
ребенком – лишь в цене игрушки. Взрослые играют, конечно, не в куклы - в
политику, в спорт, в финансы, играют даже в любовь и семейную жизнь.
Современные дети, забыв о традиционно детских играх, начинают в играх
подражать взрослым. Можно сказать, что в наши дни игра становится
образом жизни для миллионов взрослых и детей. Выходит, мы играем, а не
живем?..
Еще Аристотель утверждал, а Кант
подтвердил тот факт, что игра в определенном смысле противостоит
практической деятельности. Игра – двойник обычной, «серьезной» жизни, ее
отражение, имитация. С одной стороны, она является как бы моделью
настоящей жизни – и в этом смысле может иметь положительное значение.
Так, еще сравнительно недавно игра ребенка обычно была направлена на
освоение закономерностей, «правил» его будущей взрослой жизни.
Такое
освоение начиналось с игры предметами. Предметная игра естественна для
раннего возраста, и ребенок развивается в ней, так как она помогает
ребенку «смоделировать» ситуации реальной жизни и легче войти в нее в
дальнейшем. К сожалению, привычные ранее предметные игры детства все
более заменяются сейчас играми виртуальными.
В иллюзорных же
играх полученные умения, как правило, оказываются практически
бесполезными в реальной жизни. В душевном плане такие игры, как
правило, лишены человеческой любви и тепла, в них не происходит
личностного, духовного роста. Достаточно вспомнить еще недавно
популярную «тамагучи» – виртуального домашнего питомца, который якобы
требует нашей заботы и ухода.
Однако «покормить» зверька и
«убрать» за ним «понарошку» – совсем не то, что сделать то же на самом
деле. При этом делать такую работу для своего живого любимца у
ребенка не возникает никакого желания!.. Ребенок привыкает заменять
настоящий «трудный» труд его фикцией, а настоящую заботу о своих близких
– животных, а потом и людях - формальной ее подменой…
С другой стороны, любая игра все-таки
нетождественна реальной жизни, а значит, искажает в той или иной мере
ее различные стороны. Нетождественность реальной жизни – также
сущностная черта игры. Поэтому, когда игрой увлекаются взрослые (а
взрослая жизнь не игра), особенно отчетливо просматривается бегство
играющего человека от реальности.
И если игра становится главным
предметом уже взрослой жизни, то это не только не приносит никакой
пользы, а наоборот - вводит в мир иллюзий, существующий по
искусственным правилам и отделенный прозрачной, но непроходимой стеной
от нормальной, обычной деятельности. Этот мир – суррогат, который
парализует творческие силы личности, делает ее зависимой от ею же самой
выбранной иллюзии, превращает жизнь в призрачное шоу…
Вот парадокс: заядлые игроки – и
взрослые, и дети – становятся равно зависимыми от игры, на которую они
«подсели». Равно безразличными ко всему окружающему, равно
безответственными, равно жестокими, если что-то их от любимого занятия
отрывает… Азартная игра полностью стирает различия между ними!… А это
уже диагноз…
Современная игровая цивилизация (ее
уже можно так и называть) по сути своей является обожествлением
собственных страстей. Идет духовное и нравственное падение человека, в
чем немало повинно и безрелигиозное воспитание. Вот что характерно: все
игроманы, жертвы гадальщиков и им подобные, кто обращается за
психологической или даже психиатрической помощью, говорят о пустоте,
терзающей их души. «В душе каждого человека есть пустота, которая
требует заполнения, - подтверждает Р. Прищенко, специалист по работе с
наркозависимыми и алкоголиками при Епархиальном совете Москвы. - Эта
пустота должна быть заполнена Божьей благодатью, которую человек
получает через жизнь в Церкви. В противном случае она заполняется
различными суррогатами, один из которых – игровая зависимость».
Святитель Феофан Затворник поясняет:
«Образовавшаяся в человеке пустота через отпадение от Бога непрестанно
возжигает в нем ничем не удовлетворимую жажду – неопределенную, но
непрестанную. Человек стал бездонной пропастью; всеусиленно заботится он
наполнить сию бездну, но не видит, не чувствует наполнения. Оттого он
весь свой век в поте, труде и великих хлопотах: занят разнообразными
предметами, в которых чает найти утоление снедающей его жажды. Отсюда,
понятно, поставляя себя исключительно целью, он никогда не бывает в
себе, а вне себя, в вещах, сотворенных или изобретенных суетой».
Очень часто можно слышать от
страстного игрока, желающего представить игру невинным занятием: «Надо
же как-нибудь убить время!» Язык такого игрока в данном случае
оказывается умнее его самого: он осуждает своего хозяина. Православный
автор Н.Остроумов в книге «Дороги, ведущие в ад» справедливо
восклицает: «Ты хочешь убить время, которое Бог дал тебе для пользы
твоей и в котором Он потребует от тебя отчета?.. Разве ты не понимаешь,
что время – сокровище, время – средство к жизни, сама жизнь твоя, а
потому, убивая время, ты убиваешь часть своего бытия, совершаешь почти
самоубийство. Пусть это выражение не покажется никому преувеличением.
Оно бывает буквально справедливо во многих случаях…».
Практика показывает, что подлинные
ценности, вносящие в жизнь светлую энергию и радость, можно обрести
только через стремление к пониманию смысла собственного существования.
Соответственно исцеление от различного рода игр, алкоголизма,
наркомании, блудной страсти возможно только в случае изменения образа
жизни и собственного духовного образа. Это в первую очередь активная
работа над собой, конечным итогом которой становится формирование нового
– одухотворенного - сознания и поведения
. Психотерапевты
пытаются преодолеть зависимость при помощи индивидуальных бесед и
снимают абстинентный синдром седативными лекарствами. Но никакие
медицинские препараты и психотерапевтические приемы не помогают, если
страждущие не идут путем духовного оздоровления.
Эффект лечения
зависит от того, насколько сам человек понимает, что лечить надо всю
душу «целиком», а не решать лишь какую-то отдельную проблему. И если
человек не работает над собой, не обращается за духовной помощью к
Богу, святым угодникам и по-настоящему добрым людям (только не в секты –
там «доброта» бескорыстной не бывает), то очередной срыв и накопление
проблем неизбежны.
Многочисленны случаи исцеления в
православных реабилитационных центрах. Помощь церкви заключается именно в
предложении изменить жизненные ориентиры, весь образ жизни - и
содействовать в этом. Это подразумевает процесс покаяния – глубокого
осознания своих прегрешений и искреннего желания исправить их, - без
чего невозможно обрести действие Благодати, которая только и очищает и
защищает нас.
Покаяние начинается с Исповеди. Но
Исповедь - только первый шаг. Затем следует Причастие, изучение
Евангелия, постоянная работа по духовному самосовершенствованию.
Православные программы реабилитации позволяют человеку не только
преодолеть свою страсть, но и усвоить духовные законы, которые смогут
надежно оградить его от дурных пристрастий, нравственного разложения и
духовного опустошения.
Чижевская Елена Антоновна, член Союза
писателей Беларуси, филолог и лингвист, Пикулева Светлана
Константинована, преподаватель иностранного языка, г.Минск.
Источник
|