Крупская Татьяна Анатольевна, экономистГимназия № 2 г. Солигорска
«Отцы и матери!... дети ваши своим счастьем могут быть обязаны… не богатству, а своим добродетелям и благонравию…»
Иеромонах Порфирий (Левашов) (Глинская пустынь).
"История последних лет вновь показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность к исконным духовным ценностям, любовь к отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о его будущем. Это неразрывно связано с целенаправленным раскрытием перед юными согражданами разрушительности и пагубности пороков, преступлений, морального нигилизма, вражды, розни, гражданской безответственности", - сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам Рождественских Чтений.
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное состояние нашего
общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных
страстей и власти денег. В условиях заимствования западного образа жизни
в целом и западной модели семьи и воспитания детей в частности,
проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения должно
уделяться особое внимание
Что же имеется в виду, когда мы говорим о духовно-нравственном
воспитании? Ведь не секрет, что практически никто, даже люди,
исповедующие атеизм, не возражают против того, что подрастающее
поколение должно воспитываться духовным и нравственным. Только вот
вопрос — что же под этим понимается?
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно.
Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не
вправе забывать, что Киевская Русь, как государство, окончательно
сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром в 988 году,
что письменность наша была создана великими православными святыми
Кириллом и Мефодием. Душой русского народа с момента Крещения Руси была
Православная Церковь – это та почва, из которой выросла богатая и
неповторимо красивая по своему своеобразию культура, язык и менталитет.
В основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное
вероучение, система образования была крепка православным укладом
воспитания детей. Отсюда, родители учились смотреть на детей, как на дар
Божий. Отсюда, дети учились с почтением относиться к своим родителям.
Отсюда, нравственный авторитет педагога и доверие родителей к школе.
Традиционное воспитание делает человека патриотом, любящим свой народ и
Отечество. Поэтому считаю, что истинная система воспитания должна
опираться только на традиционные (православные) духовные ценности.
Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть
оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного
воспитания.
«Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему», -
говорил святитель Феофан Затворник, автор многочисленных трудов о
воспитании.
Дети, по слову народной мудрости, – «благодать Божья»; ими
благословляет Бог семейное счастье. «У кого детей много, тот не забыт от
Бога», – говорил деревенский люд. Хотя и бедными бывали многие
семейства, а все на тесноту от детей не жаловались, словно памятуя
заветное слово дедов-прадедов, сказавших, что «много» детей не бывает,
«лишних никому Бог не пошлет». Поэтому на Руси большинство семей были
многодетными. Старшие дети ухаживали за младшими, и все семейные
трудности делились между родителями и их потомством. И этим была крепка
семья.
В своих «Поучениях», написанных в 1901 году, Ириней, епископ
Екатеринбургский и Ирбитский, сердце ребенка сравнивает с садом, а
родителей – с приставленными Богу садовниками. Они, ухаживая и взращивая
свой сад с любовью, должны содействовать его росту и процветанию,
всячески ухаживать за ним и избавляться от бурьяна и того, что мешает
росту, обрезать дикие побеги на дереве. Тем самым он говорил о разумной
любви к детям.
Воспитание малыша надо начинать с самого раннего возраста, когда он
еще в утробе, и это не столько воспитание ребенка, сколько воспитание
родителями себя. Родитель не какой-то законченный продукт, он сам
растёт, сам живет, сам развивается. Если мы не будем воспитывать себя,
мы не воспитаем ребенка. Родителям необходимо самим стараться избегать
духовной мелочности, сохранять искренность и глубину веры. В этом мы
должны подавать пример своим детям.
В 1905 г. была опубликована работа «Христианское воспитание детей». В
ней говорилось, что только в самом юном возрасте дети легко поддаются
всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатываются все
наши дурные примеры и благочестивые слова, сказанные нами.
Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и
чтению Священного Писания. По слову святителя Тихона Задонского, «Малое
деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти; новый сосуд будет
издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную
жидкость, или ароматную и чистую».
Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развивающийся
под её влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока,
современной псевдомузыки. Хорошее музыкальное воспитание, по словам
Оптинских старцев, «очищает душу и приготовляет её к принятию духовных
впечатлений».
Ребёнок, приученный к хорошей литературе, поэзии, ощутивший её
воздействие на душу, не станет бездумным приверженцем современного
телевидения и дешёвых романов, которые опустошают душу и уводят её от
христианского пути.
Поэтому задача родителей – сохранить в ребёнке стремление к
возвышенному. Родители должны привить детям вкус ко всему высокому и
тонкому в искусствах, сделать религиозный взгляд на вещи основой его
мировоззрения.
«Если хотите в жизни вашей благополучия, то нужно жить согласно
заповедям Божиим, а не простым обычаям человеческим», - говорил
преподобный Амвросий Оптинский. Главная же заповедь в обетовании: «Чти
отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». С
самого раннего возраста ребёнок должен осознать, что существуют
определенные законы, в частности, что старшим – отцу, матери, дедушке,
бабушке необходимо подчиняться. И чем раньше это поймет ребёнок, тем
легче будет его дальнейшее воспитание.
Внушение правил поведения ребёнку, к сожалению, не ограничивается
одними словами. С его стороны проявляется нежелание подчиняться,
упрямство.
Каков же выход? По-моему, это личный пример родителей. Глядя на них,
ребёнок видит, что родители уступают друг другу, не ссорятся, слово отца
– закон для всей семьи. Мать всегда старается угодить во всём главе
семейства, он же, в свою очередь, советуется во всём, хочет, чтобы всей
семье было хорошо, чтобы ни в чём не нуждались. Ребёнок видит, что его
любят, что с ним справедливы родители, чему учат его, так и сами
поступают, поэтому берет пример с родителей.
По христианскому учению, самое главное – чтобы жизнь человека была
богоугодной. Это – цель воспитания. А остальное всё прикладывается,
поскольку человек добрый, смиренный, кроткий все легко усваивает, так
как он покладистый, не сопротивляется, и у него развиты все
познавательные способности, и ум, и воля, и чувства.
Священное Писание даёт основание, почему с самого раннего возраста
дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «Если юноша
избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т. е.
если человек ещё в юности стал на добрый путь, если ещё с детства
полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. (Поучения Иринея,
епископа Екатеринбургского и Ирбитского. О религиозном воспитании детей.
С. 5, 9)
Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это
доброе воспитание. Оно имеет большую ценность, чем все материальные
богатства мира
Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа - это
образование в них доброго и благого нрава, воспитания в духе преданности
родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим.
Свобода и нравственность никогда не войдут в противоречие, если
свободу понимать как служение добру и развитие в добре. Воспитывать надо
так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это
невыгодно.
Лучшее, что может дать детям и молодежи Церковь Христова Православная
- это чистота совести, милующая сердце и спасение души, как залог
вечного спасения человека.
Церковь, семья и школа, помогая друг другу, решали самую трудную на
земле задачу - правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила
детей чтить отца и матерь, а в школе обучением умножать таланты, данные
от Бога. Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой
святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и
навыки к дальнейшей благо успешной жизни. А школа, в свою очередь, давая
детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и
государству воспитывать молодое поколение граждан добрыми сынами и
дочерями Церкви и Отечества.
Многие родители желают приобщить ребёнка к истокам православной
традиции и культуры, но только не знают, как это сделать. Вот в этом и
может помочь обучение с основами православной культуры в Воскресной
школе при храме, а также традиция празднования религиозных праздников.
Без сомнения, обучение - это очень тяжелый и изнурительный труд.
Каждому ребёнку на протяжении всего учебного года нужна физическая,
моральная и духовная поддержка. Поэтому каждый новый учебный год в нашей
семье начинается с церковного благословения. И действительно, в таком
сложном деле без Божьей помощи, без Небесного покровительства обойтись
невозможно. «Без Меня не можете ничего же», - говорит Господь - «Но, всё
что не попросите у Меня с верою, дам вам». Поэтому нельзя забывать о
силе и важности родительской молитвы. И сами дети наши должны уметь
обращаться к Богу в своей чистой и непосредственной молитве.
Наша старшая дочь посещает Воскресную школу при Христорождественском храме. Поэтому могу не понаслышке
утверждать, что школа помогает воцерковлению детей, делает понятным
богослужение, позволяет ребёнку узнать основы православной веры,
узнавать о церковных праздниках, изучать основные молитвы, научиться
осознанно участвовать в церковных Таинствах. Дети с огромным желанием
посещают занятия, которые приносят им радость познания нового.
Для Воскресной школы стало доброй традицией проведение православных
праздников: Рождества Христова, Пасхи. Ребята вместе, дружно разучивают
роли, песнопения. Подготовка к каждому празднику очень тщательная.
Праздники — это целые литературно-музыкальные постановки с участием
детей и взрослых. Исполняются тропари, духовные песнопения.
В этом году к празднику Рождества Христова на сцене городского дворца
культуры состоялся большой благотворительный концерт, в рамках которого
учащиеся Воскресной школы Христорождественского собора показали сказку
«Морозко», её христианский вариант. Посмотреть праздничную программу
приходили семьями.
Колядки - это продолжение празднования Рождества в кругу семьи,
друзей, знакомых. Люди верят, что детям, которые колядуют - славят Бога,
споспешествует Сам Бог, и человек, который примет их в своём доме,
принимает Самого Господа. Своим выступлением Христославы – учащиеся
Воскресной школы Христорождественского храма, возрождают славные
традиции.
В Святки учащиеся Воскресной школы также показывали специальную
Рождественскую программу на различных предприятиях города. В ходе этих
представлений они собирали добровольные пожертвования. Так, маленькие и
юные прихожане приобщались к благотворительной деятельности. А после
праздничных трудов ребята отдыхали: во всех классах прошло
рождественское чаепитие со сладостями, фруктами, загадками, конкурсами и
шутками.
Праздничное представление с участием Воскресной школы состоялось и на
светлый праздник Пасхи во дворце культуры. Пасхальные стихи и песни в
исполнении учеников Воскресной школы звучали со сцены. Ребята рассказали
зрителям историю праздника, его значимость для христиан, поведали о
добром, светлом и вечном. А поделки, на проводимую здесь же
благотворительную выставку-ярмарку, мы мастерили всей семьей.
Большую организационную работу проводят директор и педагоги
Воскресной школы. Во время каникул организуют паломнические поездки по
святым местам. Дети побывали в Минском Свято-Елизаветинском монастыре, в
Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре. Были проведены
увлекательные экскурсии по храмам, состоялось живое общение детей с
батюшками, матушками, из которого ребята узнали историю создания храмов и
монастырей, жития святых угодников.
Воскресная школа создает атмосферу любви и доверия к Церкви,
закладывает основы понимания жизни Церкви, пробуждает в ребёнке желания
отдавать себя на служение. Сеет в его душе те зёрна, которые при
заботливом отношении к ним дадут хорошие плоды.
«Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18, 16).
Научиться жить в мире со всеми, а самое важное научиться любить
близких - этому должны учиться всю свою жизнь сами православные родители
и воспитывать в том же духе своих детей. Поэтому, родители, если мы
хотим, чтобы растлевающий дух времени не касался наших детей, нужно
искоренять его сначала в себе, держаться крепко той доброй
нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь, не
забывать о традициях семейного воспитания ваших благочестивых предков.
Список литературы:
1. Воспитание детей и молодежи в русской православной традиции Автор: Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон;
2. Воспитание детей. Иером. Серафим (Роуз) // Отечник. Вып.. С. 67
3. Протоиерей Виктор Дорофеев. «Духовно-нравственное воспитание в традициях православия» Московские Епархиальные Ведомости, №7-8 за 2012г;
4. Святитель Феофан Затворник. Что есть жизнь духовная и как на нее настроиться? М.: Правило веры, 2001. 338 с.
5. Традиции православного воспитания. О.Ф.Киселева Свет. Сила. Добро (АСТ), ISBN: 978-5-17-052597-3, 2008г;
6. Цветник Духовный. М: Издательство «Артос-Медиа», 2007г. – 800с.
|