Стрикова Дарья
9 Мая 2015 года – 70 лет Великой Победы!
Сегодня нам кажется, что от Освобождения Беларуси до Великой Победы было рукой подать. Но это сегодня, и это только кажется. Каждый день войны – это «кровь, страдания, смерть». А она, подлая, не разбирала: был ли ты героем, у которого вся грудь в орденах, или молодым безусым пареньком из небольшой белорусской деревеньки, пережившей все ужасы оккупации. Деревня Гадень (сейчас Зеленый Бор Солигорского района), где родился и вырос мой прадедушка Астрейко Леонид Захарович, находилась на оккупированной немцами территории. Жители поддерживали тесную связь с партизанами, помогали им всем, чем могли: пекли хлеб, обеспечивали продуктами питания, одеждой и др. Особенно нуждались партизаны в информации о положении дел у немцев. Необходимо было также поддерживать связь между отрядами. И здесь незаменимы были дети и подростки, которые не вызывали у немцев особого подозрения. Прадедушка запрягал коня, укладывал на воз немного картошки, сала, яиц и других продуктов и отправлялся в нужное место. Информация передавалась чаще всего через записки, которые прятали в уши коня. Немцы несколько раз останавливали телегу, но ничего не находили.
Немцам стало известно о связи жителей деревни с партизанами. Готовилась карательная операция. Но о ней узнали партизаны и предупредили жителей деревни. Недалеко от деревни находился остров, окруженный со всех сторон болотом и прикрываемый возвышенностью, так что немецкие снаряды не могли на него попасть. Эту особенность неоднократно использовали для укрытия партизаны. Именно на этот остров по тайному пути бежали люди. Они попытались провести с собой скот, но ничего не вышло: животные чувствовали страшную опасность болота. Тогда прадедушка взял на руки теленка и понес его по проложенному насту. К удивлению, следом пошла и корова. Великую нужду, голод испытывали люди. Было на острове много детей, и для некоторых из них кружечка молока от прадедушкиной коровы была шансом на выживание.
После освобождения Беларуси, прадедушка добровольцем ушел в армию (ему еще не было и 18 лет). Предстоял еще долгий путь к Победе.
Призывников привезли в местечко Красный Берег Жлобинского района. Здесь еще совсем молодых парней начали обучать на станковых пулеметчиков. Армия испытывала острую нужду. Прадедушка говорил, что им, молодым, растущим парням страшно хотелось есть. Обувь и одежда очень быстро износилась. Прадедушка умел плести лапти, и на первое время это выручало его и его однополчан.
Однажды в часть приехали незнакомые офицеры. Всех построили.
- Кто желает на передовую? – спросил старший группы. Призывники оробели. Все знали, что с передовой возвращался в лучшем случае только каждый десятый. И вдруг взгляды прадедушки и его друга Петра встретились. Они сразу поняли друг друга и вместе шагнули из строя. За ними вышли и другие солдаты.
Всех погрузили в машины и повезли. Приехали в Польшу, место называлось Белая Подляска. И только там объявили, что солдат будут готовить на шоферов, а так как эта служба очень ответственная и опасная, набрали только самых лучших. «Учеба была недолгой. Спешили к Победе. Несколько раз дали проехать, немного рассказали о строении машин – и на фронт!
Очень сложным было форсирование рек,
особенно Вислы. Иногда солдатам во время переправ приходилось стоять по грудь в воде и поддерживать переправу. Вода была ледяная. «Подплывает к тебе льдина. Оттолкнешь и дальше стоишь. Но болели очень редко. Самым сильным иммунитетом была воля к победе». Прадедушка участвовал в освобождении Варшавы, взятии Берлины и многих других боях и битвах. «Отпраздновали день Победы и получили срочный приказ. Дали три эшелона, погрузили по 150 машин. Сказали, что отправляют служить в Россию. Потом мы узнали, куда на самом деле. В пути нам была задержка (поляки на Висле мост взорвали). Потянули назад. Южнее, другим путем, много время потеряли. Доезжаем до Одессы, а там салют. В чем дело? Они что, Победу проспали. Нет, Япония капитулировала». В это время в армии свирепствовал тиф. Многие умирали от тифа. Прадедушка тоже болел, находился без сознания месяц. Выздоровел. Продолжил службу на Украине. Уволен в запас 23.02.1949 г.
Прадедушка не любил хвастать наградами. И когда во время похорон староста нашего поселка сказал, что у Леонида Захаровича было три ордена Славы, мы очень удивились. Прошло время. Рассматривая внимательно фотографии военного времени, мы увидели четко, что один орден был точно получен еще в военное время. Документы на другой орден мы нашли в семейном архиве. Среди наград – медаль «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», медаль Жукова и другие.
Прадедушка часто вспоминал боевых друзей, хранил бережно фотографии. На одной из них есть и боевой друг Петя. Им было суждено встретиться в 2004 году, через 55 лет после их последней встречи, в военном госпитале в Боровлянах. Внимательно всмотревшись в лицо человека, сидевшего за соседним столом, Петр Михайлович Герасимович узнал знакомые черты! .Какая это была встреча! Они долго обнимали друг друга, не могли наглядеться, вспоминали о боевых друзьях-товарищах, о военных невзгодах, о победах и…плакали. То были слезы боли, горечи и радости. Они называли друг друга ласково Ленька и Петька, как в те далекие, а для них – близкие военные годы.
Сегодня их уже нет с нами. Но наши семьи поддерживают отношения – прадеды нас породнили. Вечная им память!
|