Во дворе Свято-Покровской церкви в деревне Чижевичи весной 1996 года я случайно услышала разговор о том, что в церковь принесли обыдённое полотно. Его ткали в июньские дни 1944 года. Услышанный рассказ так меня взволновал, что появилась решимость разыскать участников или свидетелей этих событий.
Вечером после работы, в выходные дни я обходила хаты деревень с единственным вопросом про обрядовое обыдённое полотно. Мне не было трудно, наоборот, поиски всё более воодушевляли и увлекали. Более того, я просто должна была узнать и записать имена, уточнить детали. Так сама решила, как обет дала…
На сегодняшний день тех, кого я называю в моей статье, уже нет. Но я надеюсь, что их имена останутся в памяти, в истории. Это имена женщин, которые не остались в стороне от общей беды и самым бесхитростным и бескровным способом обороняли свою Родину в лице маленькой деревеньки Чижевичи Солигорского района.
В июне 1944 года, когда фронт стремительно отодвигался на запад, настрадавшиеся от войны сельчане обратились к стародавней народной традиции.
«В войну, когда нас уже освобождали, мы очень боялись, что немцы спалят хаты, а нас забьют за партизан. Вот и решили наши бабы оборониться и выткать обыдённое полотно (абыдзённiк)», - так начинала свои воспоминания Ольга Иосифовна Алешко.
Она сама не могла участвовать в обряде, ей уже шёл 21 год. А к изготовлению холста строго допускались только пожилые женщины, но способные хорошо, быстро прясть, ткать, и девочки–«недолетки». Работа предстояла нешуточная. Надо было за один день от рассвета спрясть лён, сновать кросны и выткать полотно. Потому оно и называлось обыдённым, то есть изготовленным за один день. От этого холста, по мнению участниц обряда, зависела судьба деревни.
Твёрдая вера в силу обыдённика была велика, а само событие по его изготовлению - таким значительным для сельчан, что через десятки лет они помнили подробности. Екатерина Максимовна Вишневская даже дату назвала: понедельник, 12 июня 1944 года, в первый день Петрова поста. Собрались засветло в хате у Алимпы Маринич в посёлке Покровка (современный район «красных домиков» города Солигорска). Всего человек пятнадцать. Среди них были Валентина Степановна Шуневич и её мать Марина Прокофьевна (в девичестве Маринич) из посёлка Кудрин.
Пряли на простых прялках. Кросны сновали на одну длину холста, метров шесть, то есть одну «губку». Ткали очень быстро, не обращая внимание, что полотно местами получалось реденькое, с «недосеками», без кромки. Не отдыхали, не вели посторонних разговоров, ели наскоро. И бесконечно молились. Радость, душевное облегчение, ощущение выполненного долга, чувство причастности к ближнему и ко всему миру – всё это не оставляло места для усталости.
В деревне знали, что ткётся обыдённик и что в этот же день к вечеру им будут обносить Чижевичи. Но в церковь на освящение готового полотна пришли немногие. Об этом договорились заранее. Боялись фашистов, не хотели, чтобы те разогнали людей, что будут нести полотно. С решимостью и трепетом женщины приступили к главному делу: развёрнутый холст понесли от церкви вокруг деревни. Несли человек семь, шли друг за другом «против солнышка» так, чтобы правая рука была по внешнему кругу. Полотно женщины поддерживали за один боковой край и таким образом тоже находились в круге оберега. Впереди несли икону Казанской Богоматери. Молились за спасение села и его жителей, «чтобы не спалили». Неторопливо обошли всю деревню с посёлками и замкнули круг у церкви.
Бои через Чижевичи прошли быстро, люди прятались в лесу только одну ночь с 29 на 30 июня. Деревенские хаты остались целыми, и жители всегда были убеждены, что это они всем миром с Божией помощью сберегли родные селища.
Что дальше сталось с обыдённым полотном? По поверию, его нельзя резать, нельзя стирать. Рассказывают, что обыдённик повесили на иконостас в Свято-Покровской церкви, и он там находился, пока не объявили о Победе.
Обережный обряд с обыдённым полотном также проводили во многих больших и малых деревнях Старобинщины: в Краснодворцах, Сельце, Чепелях, Метявичах и др. Сведения об этих событиях ещё можно найти и записать. Записать для потомков как память о всенародной силе и всенародном единстве в борьбе против врагов Отчизны.
Зинаида Романович
Источник /shahter.by/
|