Круг семьи

Вторник, 11.12.2018, 19:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Ноябрь » 14 » Любовь спасет мир: молодая семья в современном мире
22:44
Любовь спасет мир: молодая семья в современном мире

Болсун Ирина Евгеньевна,

индивидуальный предприниматель,

ГУО «Гимназия №2 г.Солигорска»

Основной потребностью всех детей является  потребность быть любимыми безоговорочно и, безусловно. Им нужно знать, что они будут приняты, даже если не справятся, или  не оправдают ожиданий.

 Коэн Элфи

Мало кто из современных родителей задавал себе вопрос: «Чего хотят их дети? Каковы их потребности?». Мы, родители, практически всегда уверены, что нам это известно лучше других. Мы знаем, как нам кажется, способности наших детей, уровень их интеллектуального, физического и психологического развития. Мы знаем, как они должны учиться, кем они должны стать, какую семью создать. А отсюда и те методы воспитания, или, правильнее будет сказать, система взаимоотношений, которую мы с ними выстраиваем. Всегда ли мы правы?

В настоящее время из проживающих в нашем районе 25 000 несовершеннолетних по приговору суда наказаны 30 подростков. На учете в Солигорском психоневрологическом диспансере состоят 213 несовершеннолетних жителей нашего города и района. В Солигорском центре социальной помощи состоят 132 неблагополучные семьи города и района, в которых проживает 212 детей. В данном случае идет речь о семьях, имеющих неблагополучие, то есть существует проблема выполнения или невыполнения семьей функции воспитания. Однако по статистическим данным 75% малолетних правонарушителей – это дети из благополучных семей. Открытость информационного пространства в целом делает детей более раскрепощёнными и позволяет им самим, без оглядки на родителей, решать, что можно, а что нельзя.

По данным Национального исследования причин семейного неблагополучия в Республике Беларусь были получены следующие результаты:

«Самые конфликтогенные вопросы в семьях?» - 29,9% родителей ответили «Воспитание детей».

Особенно заинтересовал следующий опрос:

«Реакция родителей на поступки детей и применение физического наказания» (в % от числа опрошенных 1640 семей)

Оценка родителем поступка ребенка

Отцы

Матери

1

Всегда хвалят за успехи и ободряют при неудачах

63,9

73

2

Всегда видят промахи детей и наказывают за них

9,8

8,2

3

В зависимости от своего настроения могут поругать или похвалить

22,7

18,8

4

Обычно не обращают внимания на поведение ребенка

0,4

0,0

 

Наказывают ли своих детей физически

отцы

матери

1

Да, за всякий проступок

1,2

1,2

2

В исключительных случаях

41

45,5

3

Нет, не наказывают

57

52,9

Таблица 1

Также были изучены данные опроса детей, полученные при национальном исследовании причин семейного неблагополучия.

Им предложено было ответь на следующие вопросы:

  1. Как ты думаешь, любят ли тебя родители? (Приложение 1)

2. Любишь ли ты своих родителей? (Приложение 2)

3. Как в основном строятся твои отношения с родителями? (Приложение 3)

4. Характерно ли твоим родителям применять к тебе следующие меры воспитательного воздействия?

 

Меры воспитательного воздействия

%

По каждому проступку читать «мораль»

20

Хвалить за успехи и одобрять при неудачах

55

Кричать, ругаться, оскорблять

8

Запрещать встречаться с друзьями, не пускать гулять, применять другие запреты

13

Не замечать добрых дел, но всегда видеть промахи

7

Хвалить или ругать в зависимости от настроения

11

Бить

3

Таблица 2

  1. Бывают ли у тебя конфликты с родителями? (Приложение 4)
  2. Если родители тебя наказывали, стремился ли ты делать что-то назло?

(Приложение 5)

В своём исследовании я решила показать, что только любовь и взаимопонимание между родителями и детьми, только создание обстановки доброжелательности и взаимопомощи могут помочь воспитать успешную, высоконравственную и полноценную личность.

Для того чтобы достичь поставленной цели, мною были изучены статистические данные, отчёт национального исследования причин семейного неблагополучия в Республике Беларусь, проводимого Детским фондом ООН, монографии: В.Л. Леви "Новый нестандартный ребенок", Элфи Коэн «Безусловные Родители», Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис «Анализ семейных взаимоотношений».

На основании изученного материала мною были выделены три основных, на мой взгляд, метода семейного воспитания:

1. Метод авторитаризма, когда родители стремятся безоговорочно подчинить детей себе. Дисциплина, основанная на силе, включая физическое наказание, крики, запугивания.

2. Метод лишения любви и внимания. Этот метод заключается в том, что родители вынуждают детей заслуживать их любовь и внимание.

3. Метод безусловной родительской любви. Это когда дети и родители живут в гармонии друг с другом, независимо от достижений и успехов друг друга.

Для того чтобы понять почему складывается такая ситуация, мною было решено проанализировать методы воспитания, используемые в трех типах семей, условно обозначенных номерами 1, 2, 3.

Семья № 1.

Состоит из 4 х человек: папа, мама, старшая дочь и младший сын.

Оба родителя имеют высшее образование. Семья обеспечена материально и имеет хорошие жилищные условия. Родители не имеют вредных привычек. Метод воспитания детей в этой семье строго авторитарен, то есть полное подчинение родителям. Интересы и желания детей, в принципе, не рассматриваются. Очень яростно культивируется в детях  принцип превосходства их над сверстниками за счёт каких-либо достижений. Дети в этой семье стараются ради похвалы или награды. Одним из методов наказания является изоляция ребёнка. Это для того, чтобы он мог подумать над своим поведением. Когда я спросила у их дочери: «О чём она думает, сидя в комнате?», она ответила: «О том, какие противные родители и как она побьёт брата в следующий раз, когда родителей не будет дома».

Родители видят, что метод наказания не работает. Дети снова и снова совершают проступки. Однако родители не предпринимают никаких попыток попробовать что-то другое. Так и получается замкнутый круг. А к семьям, применяющим наказание (физическое и эмоциональное), относятся 60% семей.

Еще одна проблема взаимоотношений взрослых и детей в этой семье - это стремление первых контролировать любое действие ребёнка.

Родители кричат, унижают детей, игнорируя протесты и возражения.

На вопрос: «Почему так, а не иначе?», железный аргумент: «Потому что я так сказала!».

Тотальный контроль и вмешательство в жизнь детей, отношение, будто дети являются вашей полной собственностью. Такие родители лишают ребёнка уверенности в себе, селят в его душе убеждение в его никчемности и неисправимости. Психолог Хаим Гиннот описал это очень просто: вот как мы реагируем, если ребёнок забыл свою вещь и какова наша реакция, если ту же вещь забыл наш коллега по работе? Мало кто из нас начнёт читать лекцию коллеге о том, какой он рассеянный и чем только его голова забита, а ребёнок?

Ребёнок вынужден слушать, какой он плохой.

Стремление контролировать действия, чувства и желания – это просто эпидемия! Взрослые часто осуждают черту характера, допустим у родственника, какой он бесхарактерный, бесхребетный, всегда идет на поводу у друзей, жены, мужа. Так что же заставляет вас думать, что такие дети это норма? Я не утверждаю, что надо стоять в стороне и просто наблюдать, необходимо предлагать помощь и устанавливать границы, но не надо требовать абсолютного подчинения, которого зачастую добиваются различными способами, даже физическим воздействием, чётко давая осознать, что более слабых можно заставить поступать, по-своему причиняя им боль. Самое странное, что чем меньше дети реагируют на наказания, тем хуже для нас они становятся. А может не в них дело, а в выбранном методе воздействия? Наказания ничему не учат. А идея, что ребенок – нарушитель и должен страдать за свой поступок, восходит к «Закону крови» примитивных культур. Социолог Джоан Мак Корд сказала так: «Если бы родители заменили физические наказания на не физические, они не научили бы детей бить, но все равно убедили бы их, что причинять боль - это естественный способ использования власти. Только стоит помнить, что дети взрослеют и власть ослабевает, а кроме нее ничего не остается…»

Очень часты угрозы родителей и учителей. Например: «Если ты не сделаешь это, я отберу телефон, поставлю двойку». Это несет в себе недоверие. Выходит, что страх движет детьми, но страх – это не мотивация. Не надо постоянно подчеркивать своё бессилие.

На основании вышеизложенного можно предположить, что проблемы, с которыми дети столкнутся, в будущем, будут следующими:

1. Заниженная самооценка, постоянное стремление получить одобрение окружающих.

2. Мотивация к учебе – исключительно поверхностная, направленная на избежание наказания, а не на получение знаний.

3. Дети чётко усвоят, что все можно решить силой. Это однозначно влечёт проблемы в общении со сверстниками.

Семья № 2.

В семье папа, мама, старшая дочь и младший сын. Мама имеет высшее образование и является государственным служащим, отец - среднее специальное образование. Отец иногда злоупотреблял алкоголем. Жилищные условия хорошие. Средний балл дочери резко менялся в течение всей учебы и напрямую зависел от отношений с родителями. В период протеста он достигал всего лишь 3 баллов. Младший брат учился стабильно хорошо. Дети в этой семье уже выросли, и это дает нам возможность оценить результат выбора такого метода воспитания. Метод воспитания детей семьи № 2 психологи называют бихевиори́зм (англ. behavior — поведение). Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Этот метод зародился как способ контроля поведения животных. Все три слова вызывают опасный вопрос: «Стоит ли нам сужать внимание только до поведения?» Метод создан исключительно для того, чтобы заставить существо вести себя (или не вести себя) каким-то образом.

Отношение родителей в семье № 2 к каждому ребёнку резко отличалось в зависимости от их успехов. Взрослые  концентрировались на том, как дети поступают, а поведение в свою очередь менялось исключительно на базе того, насколько оно «подкрепляется». Не вставал вопрос о том, что дети чувствуют, в чем нуждаются, о чем думают, не брались в расчет мотивы того или иного поступка, самое главное - это изменить то, как дети поступали. Так как младший брат был более успешен в учебе, соответственно он и получал любовь и внимание родителей в большем количестве. Так как  любовь родителей зависит от того, что делает ребенок, у старшей дочери  произошло отрицание части себя и своей личности, которые не ценятся.

Психолог Хоффман провел исследования учеников 7 класса и выяснил, что дети, в семьях которых применялся метод  «лишения любви» как воспитательный метод, имеют прямую связь с более низким уровнем морали. Они не принимают в расчёт чувства других людей. Ребёнок чувствовал себя достойным только тогда, когда поступал определенным образом. Применение излишнего контроля в этой семье над детьми привело к негативному результату: старший ребенок, чтобы доказать, что его мнение, потребность иметь право голоса в том, что происходит в их жизни, были подавлены, и единственный способ восстановить чувство независимости – это чрезмерное неподчинение. И совпал этот период и без того со сложным подростковым возрастом. Дочь делала всё прямо противоположно тому, что нравилось родителям: перестала приносить хорошие оценки, хотя школу посещала, носила только чёрную одежду, красилась, громко слушала музыку, грубила взрослым. Однако я хочу отметить, что плохие оценки - это был своеобразный протест. Дочь после окончания школы поступила в ВУЗ и успешно закончила его, что доказывает, что ребёнок получал знания и не пренебрегал школой, а плохие оценки были для родителей.

Стоит отметить, что оценки крайне неэффективны в повышении качества учебы. Многочисленные исследования в странах СНГ и других странах Европы доказали, что дети наименее успешны в выполнении заданий, если за хорошее выполнение полагается награда. Ученики, не получающие оценок в качестве награды, всегда выбирали более сложные, но интересные задания. Дети, получающие оценки, стремились к более простым заданиям, чтобы иметь более высокие оценки. Получается, что стремление взрослых оценить наши знания, заставляют нас работать на оценки, принося нашу природную любознательность на алтарь погони за хорошими оценками.

Состояние постоянного стресса дочери, противостояние двум взрослым людям, по её мнению, люто ненавидящим её, негативно сказалось на психическом и физическом здоровье подростка. Родители же в свою очередь не сдали своих позиций и по-прежнему применяют метод наград и лишений в зависимости от поведения детей. Стремления манипулировать детьми привело к полному отсутствию понимания между детьми и родителями.

Итогом стало:

1. Отрицательное эмоциональное состояние дочери.

2. Её невозможность строить отношения с окружающими людьми, по причине того же отрицания чужого мнения.

3. Стремление дочери отрицать общепринятые ценности.

4. Страх сына принимать решения, боясь не получить одобрения окружающих.

По данным национального исследования к таким семьям относятся около 65% семей.

Семья № 3.

Семья состоит из отца, матери и троих сыновей. Отец имеет высшее образование, мать - среднее специальное. Жилищные условия хорошие. Старший и средний сыновья закончили школу с медалью.

Младший сын немного отставал в учёбе, его средний бал составлял 3.8 баллов

(по пятибалльной системе) Основной метод воспитания, используемый в этой семье, - это метод безусловной родительской любви. Этот метод направлен на то, чтобы вырастить счастливых людей. Родители любили детей независимо от их поступков, достижений. Но безграничная любовь к детям принесла положительный результат. Это не только правильно, говоря о морали, но и разумно. Любить детей нужно такими, какие они есть, даже если они терпят неудачу или провал. Если эта базисная потребность удовлетворена, они более свободны и способны принимать других людей и помогать им.

Дети выросли во взаимопонимании, уважении друг к другу. Спустя годы ситуация осталась той же: родители любят своих детей независимо от достигнутых успехов, а дети, - в свою очередь, родителей.

Итог:

1. Уверенные в себе люди.

2. Успешные, доброжелательные, открытые для общения.

3. Умеют принимать и реализовывать самые смелые решения.

К, великому сожалению, мне не удалось найти данные о таких семьях в нашей стране.

В ходе исследования я пришла к выводу о том, что только в тех семьях, где царят мир, взаимопонимание и любовь есть возможность для воспитания свободной, творческой, одухотворённой личности, понимающей свою роль и место в жизни общества, ответственной за свои поступки. Только любовь делает человека Человеком в самом высоком понимании этого слова. Не надо бояться дать больше любви своему ребёнку. Поверьте, чем больше любви, ласки, нежности и заботы мы проявим к нашим детям, тем больше положительных эмоций и чувств они будут проявлять и к нам, и к окружающим, тем гуманнее и добрее будет наш мир. Человек, воспитанный в любви, никогда не причинит боль другому. Родитель должен быть ребёнку настоящим другом. А настоящий друг – это тот человек, который знает о вас всё и не перестаёт при этом любить вас! И помните, что в каждом ребёнке есть солнце, нужно только помочь ему светить!

 

 

Список литературы.

1. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. Хрестоматия по психологии / Гальперин П.Я., Ждан А.Н. – Москва, издательство МГУ, 1980г.

2. Коэн Элфи. Безусловное воспитание / Коэн Элфи – Санкт-Петербург, 2012г.

3. Леви В.Л. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребёнок / Леви В.Л. – Москва: «Знание», 1989г.

4. Торндайк  Эдвард  Ли, Джон Б.Уотсон. Бихевиоризм / Торндайк  Эдвард Ли, Джон Б.Уотсон – Москва, 1998г.

5.libma.ru [Электронны ресурс]/ libma.ru –режим доступа: http://www.libma.ru/psihologija/istorija_sovremennoi_psihologii - дата доступа  20.04.2013г.

Категория: Размышления и думы | Просмотров: 1201 | Добавил: Елена | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

ВШДА

Высшая школа делового администрирования

Друзья сайта

Участник конкурсов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Mega-Talant.com
Высшая школа делового администрирования

Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Новое видео

00:02:49

Городской вопрос

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 5.0
00:01:41

В Е Баснер

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Аввакумов. Семья - зеркало истории страны. Ч. 1

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:06

Комроты Малахов

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:55

Суханова Марина Как наши деды воевали

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:06

Кузнецовы. Военная история нашей семьи

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

НАШИ ДЕТИ ПОПАЛИ В СЕТИ

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Наши дети попали в сети часть 4

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Наши дети попали в сети часть 3

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Поиск

Статистика