Круг семьи

Четверг, 18.10.2018, 16:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Ноябрь » 17 » Формирование семейных ценностей посредством деятельности клуба приемных родителей и опекунов «Добрые сердца»
22:04
Формирование семейных ценностей посредством деятельности клуба приемных родителей и опекунов «Добрые сердца»

Пашук Елена Николаевна,
педагог-психолог
ГУО «Старобинская средняя школа
Солигорского района»

В современной школе существенно меняются формы и методы работы с приемными и опекунскими семьями. Поиск новых путей позволил нам сделать вывод, что самой эффективной формой работы с приемными и опекунскими семьями является клубная работа. Клуб, где приемные родители, опекуны и их дети могут встречаться, получать индивидуальную практическую помощь со стороны педагога-психолога, приобретать определенные знания в области педагогики, психологии, социологии и обобщать опыт семейного воспитания. Именно в семейном клубе можно организовать совместную творческую деятельность родителей, детей  и учителей. В клубе нет таких дел, в которых не нашлось бы интереса для всех участников. Именно клубная деятельность может помочь в формировании у детей семейных ценностей.

В 2008 году в ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района» был создан  клуб «Добрые сердца» для приемных и опекунских семей. За 5 лет работы клуба «Добрые сердца» 12 семей получили практическую помощь в развитии и воспитании детей.  Стоит отметить, что участниками клуба были не только мамы, бабушки, дети, но и папы, дедушки, что является положительным явлением в работе клуба. Это значит, что отцы не равнодушны как к  своим, так и к приемным и опекунским детям, они также хотят активно участвовать в воспитании детей и приобретают всевозможные практические навыки и знания для этого.
Родители сами стали инициаторами и участниками коллективных  творческих дел – экскурсий, походов выходного дня, субботников, спортивных мероприятий. Главным достижением нашего клуба является то, что значительно улучшились взаимоотношения между детьми. Ребята стали дружнее, терпимее, не боятся проявлять свою инициативу. И все дети-сироты, которых взяли наши приемные родители и опекуны, успешно адаптировались в их семьях. Приемные родители с большим чувством гордости возвращают своих подопечных биологическим родителям, которые восстановились в родительских правах. Только в прошлом году с помощью приемной матери стала на правильный путь исправления биологическая мать двух приемных детей. Изменились взаимоотношения детей со своими родителями, семейные ценности заняли приоритетные позиции в иерархии ценностей воспитанников. Об этом мы можем судить по детским сочинениям. Приведем несколько цитат:

 «Если я буду слушать своего папу, то я стану таким же хорошим, добрым и мудрым отцом».
 «Мне нравится все в моем папе и маме. Я буду так же любить моих детей».   
«Я поняла, что моя мама добрая, умная, справедливая женщина».
А вот что говорят родители о работе клуба и о своих детях:
«…Мой муж, побывав на заседании клуба «Добрые сердца», стал больше  интересоваться проблемами воспитания детей».
«…Участие в клубе помогает моему мужу в организации совместных дел с детьми».

Основной идеей работы клуба является идея самопомощи. Самопомощь – это вера во внутренние ресурсы и возможности человека, вера в то, что можно взять в руки управление собственной жизнью и перестать воспринимать себя как жертву обстоятельств, которые все равно нельзя изменить. Она существует для всех, независимо от жизненной ситуации, социального статуса, возраста или пола. В процессе работы человек начинает понимать, что на нем лежит ответственность за то, чтобы изменить существующую ситуацию, что в нем заложены силы, которые делают это изменение осуществимым.

Участие в работе клуба – это то, что человек делает ради самого себя, однако чтобы работа по самопомощи оказалась действенной, человек нуждается в других людях.

Наш опыт показывает, что наиболее популярны совместные мероприятия, праздники:
    «День матери»
    «Дружная семья»
    Фотовыставка «По страницам детства»
    Выставка детских работ «Подарок моей маме»
    Круглый стол «Отцы глазами детей»
    Экскурсии в музей Матери г. Солигорска
    Акция «Наши сердца – больным детям»
    Акция «Малютка»

В процессе подготовки заседания клуба по возможности принимают участие все члены клуба. Создаются творческие микрогруппы из числа учащихся и родителей. Для каждой микрогруппы определяется конкретный объем работы. Организационная группа проводит анкетирование, берет интервью, приглашает гостей. Творческая группа готовит музыкальное сопровождение для заседания клуба, рисует рисунки по определенной тематике. Хозяйственная группа организовывает чаепитие, украшает класс.

Стало традицией ежегодно проводить акции «Малютка» и «Наши сердца – больным детям». Активное участие в этих акциях принимают  дети из приемных и опекунских семей. Никто не остался равнодушным к боли в детских глазах.

Ежегодно мы проводим с участниками заседание клуба  «Рождественский подарок». Это заседание рассчитано на творческие способности мам и пап, которые любят рисовать, писать стихи, рассказывать сказки, истории. Они делятся своими сокровенными мыслями о Рождестве, оформляют работы соответствующим образом. Большой интерес проявили члены клуба в участии конкурса «Подарок моей маме». Совместными усилиями приемных и опекунских семей были изготовлены поделки и рисунки, которые демонстрировалась в рамках проводимой недели Матери в школе. Лучшие работы направляются для участия в районном конкурсе «Подарок моей маме». Далее представляем один из сценариев полюбившегося праздника.

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, мальчики и девочки! Мы рады приветствовать вас в этом зале! А как вы думаете, о чём мечтает каждый ребёнок или взрослый человек в преддверии Рождества? (Дети отвечают.) Ну, конечно, о подарках, сюрпризах, исполнении всех желаний. И сегодняшняя тема нашего заседания «Рождественский подарок».
Ведущий 2.  
Дом, ведь известно давно, -
Это не стены и не окно,
Даже не стулья за столом,
Это не дом, это не дом.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Что ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
Дом – это место, куда ты готов
Возвращаться вновь и вновь.
Упражнение «Ангелочек». Мы знаем, что в доме, в семье человек получает любовь,  заботу,  поддержку.  Семья делает человека счастливым.
А сейчас, дорогие гости, мы предлагаем каждой семье при помощи фломастеров, цветных карандашей, красок, цветной бумаги и ножниц изготовить семейного ангелочка, который исполнит желание, принесёт удачу вашему близкому и дорогому человеку.
Ведущий 1. Работа семей по изготовлению ангелочков закончена, и мы просим каждую семью представить свои творения и ответить на вопросы:
1.    Почему вы выбрали именно такие цвета и краски для оформления вашего ангелочка?
2.    Что символизирует каждый цвет для вашей семьи?
3.    Кому вы подарите вашего ангелочка?
 (Идёт защита семейных ангелочков)
Ведущий 2. Каждая семья поделилась своим кусочком счастья с другими семьями, людьми.
В жизни бывают различные семейные ситуации, проблемы, неразрешенные вопросы. И выход из них порой нелегко найти. Мы предлагаем вам принять участие в упражнении «Рождественский сюрприз».
Ситуация: В пятницу в семье началась генеральная уборка. Каждому члену семьи был выделен участок работы. Андрей ученик 4 класса, решил после уборки своей комнаты, украсить её к Рождеству. Он развесил гирлянды, сделанные своими руками, приклеил снежинки на окна, а нарисованных ангелочков – на стены. Закончив, он попросил маму проверить, как выполнена работа. Посмотрев, мать возмутилась: «Кто тебе разрешил украшать комнату и клеить на обои  ненужные вещи? Немедленно всё сними!» Мальчик заплакал, выбежал из дома и вернулся поздно вечером.
Ведущий 1.
Вопросы для родителей:
1.    Правильно ли поступила мать?
2.    Как можно было выйти из этой ситуации, не обидев мальчика?
3.    Как должен был поступить отец в данной ситуации?
Вопросы для детей:
1.    Правильно ли поступил мальчик, не посоветовавшись с мамой?
2.    Как бы поступили вы в данном случае?
(Обсуждение проблемной   ситуации).
Ведущий 2. Упражнение «Именинное письмо» Каждому ребенку предлагается написать письмо своему святому покровителю, о  чём он мечтает в  преддверии Рождества. По окончанию работы, каждый ребёнок делится своими мечтами.
Ведущий 1. Рождественское блюдо. Вы только посмотрите, сколько необыкновенного, вкусного стоит на  этом столе. Сколько труда, мастерства и души вложили хозяйки мамы и  дочки, папы и сыночки, чтобы получились такие произведения искусства. Слово вам, настоящие кулинары.  (Демонстрация приготовленных  блюд каждой  семьёй и защита их).
 Ведущий 2.  А теперь каждая семья поделится своим фирменным блюдом с другими семьями и гостями нашего праздника за чашкой чая. Во время чаепития вашему вниманию представляем мультфильм «Рождественская сказка», снятый по мотивам сказки М. Черемшины «Слеза». Ангела Вам за трапезой!
Ведущий 1. Упражнение «Поздравление с Рождеством». В заключении нашего праздника каждой семье предоставляется возможность поздравить всех участников нашего клуба, своих родных с наступившим Рождеством. (Идет поздравление с праздником от каждой семьи).
Ведущий 2. Дорогие друзья! Благодарим вас за то, что вы пришли к нам, и надеемся, что мы еще не раз с вами встретимся. А я заканчиваю рождественскими стихами:
И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнуло в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над морем слёз,
И свет её сиял,
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
А на соломе там нашли
Они Царя царей.
До новой встречи! Мира и благополучия Вашим домам!

Результаты работы клуба: рисунки-поздравления, рисунки-пожелания, поделки, стихи, фотографии – вывешиваются на специальный стенд в холле школы, где каждый учащийся может познакомиться с творческими работами этих детей.
Семейный клуб – это маленькое королевство, которое живет по своим законам. Основные законы или правила работы в клубе «Добрые сердца» для родителей:
    Помните, что ребенку нужна не только самостоятельность, сколько право на нее.
    Не требуйте от ребенка того, что не соответствует его возрасту.
    Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
    Учитесь слушать и слышать ребенка.
    Уважайте человеческие достоинства ребенка.
    Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне изучайте своего ребенка.

Литература

1.    Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – Москва,1998
2.     Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва, 1968
3.    Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. – Минск, 2007
Категория: Размышления и думы | Просмотров: 897 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

ВШДА

Высшая школа делового администрирования

Друзья сайта

Участник конкурсов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Mega-Talant.com
Высшая школа делового администрирования

Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Новое видео

00:02:49

Городской вопрос

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 5.0
00:01:41

В Е Баснер

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Аввакумов. Семья - зеркало истории страны. Ч. 1

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:06

Комроты Малахов

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:55

Суханова Марина Как наши деды воевали

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:06

Кузнецовы. Военная история нашей семьи

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

НАШИ ДЕТИ ПОПАЛИ В СЕТИ

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Наши дети попали в сети часть 4

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Наши дети попали в сети часть 3

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Поиск

Статистика