Уже за полночь, а я никак не могу дописать свой рабочий план: завтра у десятиклассников урок литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир”. Гора исписанной бумаги, рой мыслей в голове, и не один десяток лет работы за плечами. Перечитывая вновь книгу , открываешь всё новые истины, осознаёшь, как современен Толстой, он как неиссякаемый источник, родник, бьющий из-под земли. Родник с живой водой, которая так нужна нам.
Мы сегодня пришли к пониманию, что главной проблемой нашего современного общества является не экономическая, не общественно- политическая, не экологическая, а проблема нравственности. Это причина всех причин. Духовная нищета, умертвленная совесть, сердце, глухое к чужой боли, не могут составить человеческую душу, которая стала бы первоосновой, человеческим стержнем.
И среди жизненных проблем мои ученики все чаще на первый план выносят человеческие проблемы: какими могут и должны быть отношения между людьми? Откуда берется равнодушие людей? Почему между нами и родителями не хватает взаимопонимания?
От литературы, от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих их сложных проблем бытия. Точнее, хотят, чтобы мы помогли им самим ответить на эти вопросы. Уроками нравственного прозрения назвал уроки литературы А. Твардовский.
Личность и общество, смысл и счастье жизни, духовная свобода и социальная ответственность, человек и обстоятельства, добро и зло, подлинные и ложные ценности, действительность и идеал - эти проблемы каждое новое поколение решает вновь и вновь, опираясь в своих исканиях на духовный опыт предшественников, опыт, запечатленный в классической литературе. Этим определяется современность классики. Она помогает в осмыслении важнейших, основополагающих проблем человечества.
"Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жизнь, и что такое я?” - спрашивает себя Пьер Безухов. В ночь перед дуэлью Печорин записывает: " Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?...” В этих раздумьях отразился характерный для русской литературы пристальный интерес к вопросам смысла жизни, совести, долга, вопросам, которые тревожат и нас.
Мы часто слышим фразу о том, что о будущем нации можно судить по тем детям, которые её представляют. Я бы её несколько изменила и исправила: о расцвете и сохранности нации можно судить по её родителям. Существует закономерная связь между психологическим климатом в семье и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер. Я считаю, что герои Пушкина (старый Гринев, капитан Миронов), Толстого (князь Болконский, граф Ростов) несут огромный воспитательный потенциал.
Именно таким человеком, принимающим две добродетели: деятельность и ум, рисует Л.Н.Толстой в романе "Война и мир” старого князя Болконского. Чувство особенного уважения и благоговения вызывает он у своих детей: Андрея и Марьи Болконских. Князь вдовец, он один воспитывает детей. Провожая на войну сына, князь напутствует его: "Помни., одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет ... стыдно!”
Перед нами натура деятельная, сильная, честная, и все эти качества не могут не вызвать уважения. За внешней суровостью, подчас даже жестокостью старого князя кроется огромная любовь и к дочери, и к сыну, и к внуку. Умирая в доме, куда вот-вот должен вступить враг, перед лицом беды и смерти впервые говорит дочери нежные слова: " Спасибо тебе... дочь, дружок... за всё, за всё... прости... спасибо... прости!.. - и слезы текли из его глаз ...”.
А весь дневник Марии Николаевны с первой до последней страницы проникнут беспредельной любовью к отцу.
Да, они такие, эти Болконские: гордые, самолюбивые, считающие необходимым и умеющие в обычных условиях жизни скрывать свои самые сокровенные чувства.
Да, я буду читать своим ученикам именно эти толстовские сроки, чтобы они поняли, что великий писатель считал "мысль семейную” основой жизни.
И обязательно остановлю внимание старшеклассников на маленьком герое, светловолосом, худеньком Николеньке, сыне князя Андрея. Он появляется по страницах романа всего лишь несколько раз. В семилетием возрасте он теряет отца, но не память о нем, не любовь к нему. Даже мертвый, князь Андрей " воспитывает” сына: " Отец же этот, которого не помнил мальчик, представлялся ему божеством, которого нельзя было себе вообразить и о котором он иначе не думал, как с замиранием сердца и слезами грусти и восторга”. Сын, преклоняющийся перед памятью отца, сверяющий свои поступки с тем, как поступил бы в том или в ином случае ~ князь Андрей. И не случайно именно такими словами заканчивается роман: "А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...”
И в этих словах самое главное, что утверждает писатель, - чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными.
И если после чтения "Войны и мира” мои десятиклассники будут мечтать о своей зеленой палочке, что обязательно сделает людей счастливыми, мои уроки состоялись.