Круг семьи

Четверг, 18.10.2018, 18:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Декабрь » 6 » Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование образа отца на уроках литературы
21:52
Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование образа отца на уроках литературы
Шухто Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы 
ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района»


Без хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы, институты и пансионаты.
Н.М.Карамзин

Настоящим гражданином, стойким борцом за высокие общественные идеалы
становится только человек, который в годы детства и отрочества
овладел высоким искусством человечности -
научился быть преданным сыном,
преданной дочерью своих родителей.
В. Сухомлинский

Обращаясь к теме отцовства на уроках по творчеству Н.А. Некрасова,  я всегда восхищаюсь вместе  со своими воспитанниками образами, созданными поэтом в поэме «Русские женщины». Каким Великим Отцом надо быть и как воспитать своего ребенка, чтобы услышать такие слова:
 Далек мой путь, тяжел мой путь,
 Страшна судьба моя,
 Но сталью я одела грудь…
Гордись – я дочь твоя! – говорит своему отцу, прощаясь, княгиня Трубецкая.  

Княгиня Волконская отправляется за мужем на каторгу, оставляя своего маленького сына сестре, объясняя свой поступок:
Но если останусь я с ним …и потом
Он тайну узнает и спросит:                                                                          
 «Зачем не пошла ты за бедным отцом?..»
И слово укора мне бросит?
О, лучше в могилу мне заживо лечь,
Чем мужа лишить утешенья
И в будущем сына презренье навлечь…
Нет, нет! Не хочу я презренья!..»

Нравственный облик человека зависит от того, насколько "отчетливо видит человек в отцовстве и материнстве высший смысл своего бытия”. Мы, педагоги, призваны убедить наших детей в том, что важнейшей сферой их гражданской деятельности, патриотического служения Отечеству является воспитание детей. "Любого работника можно заменить таким же или более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом - невозможно. Единство гражданского и личного сливается и запечатлевается в вашем ребенке.. .”(В.А. Сухомлинский)

Изменения в обществе, произошедшие в последнее время, не без основания сконцентрировали общественное внимание на вопросах и проблемах материнства. Воспитанием детей в подавляющем большинстве семей занимается женщина. На родительском собрании - матери, в школу по проблемам приглашают в первую очередь мать, уроки с ребенком готовит — мать и т.д. Общество по-настоящему оценило заслуги матери, вскрыло ряд проблем и предприняло немало мер к их решению.

Как показывает жизнь, решение вопросов воспитания не возможно сегодня без системного подхода. И здесь очень важную роль играет формирование у учащихся образа отца, осознание его роли в воспитании нравственности, патриотизма. А ведь настоящими отцами не рождаются. Ими становятся. Помочь в этом должна и может школа. Разве можно воспитать ребенка настоящим гражданином, патриотом без отцовского воспитания? Как развить чувство отцовства, научить "быть отцом”?

Проведение исследования по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма через формирование  образа отца на уроках литературы  в настоящее время является актуальным. Многие формы работы с родителями (в частности, с отцами) разрабатываются и используются в нашей школе, но хочется подробнее остановиться на такой точке соприкосновения семьи и учебного заведения, как урок, который способствует осознанию великой роли отца в формировании духовно-нравственной личности.

Во многих произведениях белорусской и русской литературы создан образ отца, достойный примера и подражания. Мы имеем возможность на ярких художественных образах показать нашим детям, каким должен быть отец. И здесь очень важна позиция педагога, его умение выделить, подчеркнуть главное, найти тот благодатный материал, который даст нужный результат.

Обратившись к данной теме, мы пришли к выводу, что она практически не изучена, и предприняли попытку проведения подобного исследования. Считаем, что данное исследование окажет помощь педагогам в воспитании духовно-нравственной личности.
Материалы представляют собой ряд исследований по теме "Использование материалов уроков литература в формировании у учащихся образа отца, осознание его роли в воспитании гражданственности и патриотизма», позволяющих обеспечить целенаправленную деятельность педагогов.

Необходимость проведения такого исследования обусловлена неразработанностью данной темы, что является актуальным в внедрении опыта взаимодействия всех участников воспитательного процесса в формировании и развитии личности.

Работа состоит из семи самостоятельных исследований, объединенных общей тематикой. Как воспитать ребенка настоящим гражданином, патриотом без отцовского воспитания? Как развить чувство отцовства, научить "быть отцом”?

 Авторы представили в своих исследованиях примеры, которые дают возможность на ярких художественных образах показать нашим детям, каким должен быть отец. И здесь очень важна позиция педагога, его умение выделить, подчеркнуть главное, найти тот благодатный материал, который даст нужный результат.

Перечень и краткая характеристика представленных материалов из опыта работы.

1) Гришкевич А.И. Формирование образа отца на уроках русской литературы. На основе произведений школьной программы прослеживается создание и формирование образа отца на уроках.
    2) Васильева Е.П. Вобраз бацькi у беларускай лiтаратуры. Представлены материалы исследования произведений, входящих в программу курса средней школы "Белорусская литература”.
    3) Делендик Т.Н. Размышление перед уроком... Нравственное воспитание учащихся на уроках изучения произведений русской классической литературы.
    4) Грицевич Е.Ф. «Учись у тех отцовству, кто отцом умеет быть» Теренций. Обобщен опыт изучения произведений русской литературы, в которых представлен образ отца как пример для подражания.
    5) Данилевич E.JI. Фрагменты урока "Бацькоў шануй - старых паважай” ( па казцы У. Караткевiча "Нямоглы бацька”, 5 клас).
    6) Бурко Г.И. Урок по теме "Вобраз бацькi ў рамане К.Чорнага "Пошукi будучынi”. ( Технология педагогических мастерских).
    7) Руденко JI.Р. Асаблiвасці выхавання ў сям’i беларусаў. Вобразы Мiхала i Антося ў паэме Я.Коласа "Новая зямля” як нось6iтaў народных традыцый у сямейным выхаваннi».

Воспитание гражданственности, патриотизма и семейное воспитание - сложный и динамичный процесс, все стороны которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Изучение опыта гражданско-патриотического и семейного воспитания воспитания школьников в процессе обучения приводит к некоторым выводам: а) отбор материала для каждого урока должен находиться в прямой зависимости от уровня сформированности гражданской и нравственной сознательности учащихся, общественной активности; б) необходимо опираться на педагогические требования, которые обеспечивают влияние слова на поведение школьников; г) учебный материал необходимо подавать в тесной связи с жизнью.

Изучение учебного предмета способствует не только приобретению знаний, но и формированию гражданско-патриотического сознания. Хороший урок активно содействует превращению гражданских и патриотаческих взглядов в убеждения, и в этом процессе трудно переоценить роль семейного воспитания.

Успех воспитания обеспечивается прежде всего содержанием, его идейной направленностью, научной достоверностью и доступностью для учащихся.
Сила и эффективность воздействия на сознание и чувства учащихся значительно увеличивается, если учитель, излагая новые знания, вместе с детьми делает "открытие”, ставит перед ними вопросы, требующие сопоставления событий, фактов, исторических личностей и литературных героев, нравственных оценок их поведения.

В обучении и воспитании у учащихся складывются определенные отношения, которые оказывают влияние на формирование гражданско- патриотического облика личности.
Таким образом, главнейшими условиями, обеспечивающими высокий уровень гражданско-патриотического воспитания на уроке, являются: научная достоверность, гражданско-патриотическая направленность содержания учебного материала, его насыщенность гражданскими и патриотическими идеями, доступность для учащихся, связь преподаваемого материала с жизнью, продуманный подбор дидактического материала, использование проблемных ситуаций, характер отношений в коллективе школьников, а также стиль отношений между учителем и учениками, личность учителя (гражданско-патриотические убеждения и идеалы, высокие моральные качества).

Новизна и актуальность поднятой проблемы вызывают интерес у школьников. Многие из них с горечью говорят о том, что если у них и нет отца или не сложились хорошие отношения в семье, то у каждого из них есть желание, мечта иметь такую семью, в которой отец - настоящий друг, советчик и просто человек, достойно выполняющий свой гражданский и общественный долг. Вот что пишут в своих сочинениях ребята:

Анатолий, 16 лет: "Челевек рождается для того, чтобы оставить на земле вечный след, и оставляет себя прежде всего в человеке, в своем ребенке. Чтобы стать настоящим отцом для своего ребенка, нужно быть умным, понимающим и интересным. Ребенок должен понимать, что я - человек, к которому можно прийти и обратиться за советом, помощью. Я будуться подавать ему пример собственным поведением, окружу любовью, пониманием. Расскажу ему о Родине, покажу самые интересные места на нашей белорусской земле. ”
Александр, 17 лет: "Постараюсь добиться успеха во всех жизненных сферах. Для меня важно, чтобы было крепким и могучим наше государство, потому что только при таком условии возможно счастье мое, моих детей и людей, с которыми мы живем. Буду внимательным к своему ребенку, понимающим.”

Евгений, 16 лет: "Я обязательно расскажу своему ребенку о наших дедах и прадедах, о добрых и славных традициях нашего рода. Мы вместе будем навещать могилы предков, чтобы знать, кто мы и откуда. Я покажу ему ордена и медали своего деда, участника Великой Отечественной войны, расскажу о том, как дед защищал нашу Родину, наше будущее.”

В работе над данной темой педагоги проявили заинтересованность, инициативу, желание разрабатывать эту тему дальше.
Категория: Размышления и думы | Просмотров: 870 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

ВШДА

Высшая школа делового администрирования

Друзья сайта

Участник конкурсов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Mega-Talant.com
Высшая школа делового администрирования

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новое видео

00:02:49

Городской вопрос

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 5.0
00:01:41

В Е Баснер

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Аввакумов. Семья - зеркало истории страны. Ч. 1

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:06

Комроты Малахов

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:55

Суханова Марина Как наши деды воевали

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:06

Кузнецовы. Военная история нашей семьи

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

НАШИ ДЕТИ ПОПАЛИ В СЕТИ

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Наши дети попали в сети часть 4

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Наши дети попали в сети часть 3

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Поиск

Статистика