Пашук Елена Николаевна, педагог-психолог ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района»
Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. В декабре 2013 года в учреждении образования было проведено исследование характера семейных отношений личности учащихся 5 «А» и 5 «Б» классов. Всего в исследовании приняло участие 34 учащихся, что составило 74% от общего количества обучающихся в 5-х классах. Для диагностики семейных отношений учащихся использовалась методика П.В. Степанова «Изучение характера отношения к различным сферам жизни». Методика включает в себя 91 вопрос, на который учащийся дает ответ. Оценить степень согласия или несогласия учащийся может в баллах (от «+4» до «–4»): «+4» - несомненно, да (очень сильное согласие); «+3» - да, конечно (сильное согласие); «+2» - в общем, да (среднее согласие); «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «0» - ни да, ни нет; «–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие); «–2» - в общем, нет (среднее несогласие); «–3» - нет, конечно (сильное несогласие); «–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Анализ результатов исследования характера отношения учащихся к семьеХарактер отношения к семье учащихся 5-х классов
Класс
|
Характер отношений к семье
|
Устойчиво-позитивное отношение
кол-во/%
|
Ситуативно-позитивное отношение
кол-во/%
|
Ситуативно-негативное
отношение
кол-во/%
|
Устойчиво-негативное отношение
кол-во/%
|
5 «А»
|
2 (13%)
|
6 (40%)
|
7
(47%)
|
-
|
5 «Б»
|
6
(32%)
|
7
(37%)
|
5
(26%)
|
1
(5%)
|
Всего
|
8
(8%)
|
13
(38%)
|
12
(35%)
|
1
(3%)
|
Анализ результатов показал, что в 5 «А» классе были выявлены три уровня отношений учащихся к семье. Преобладающим уровнем является ситуативно-негативное отношение – 7 учащихся (47%), на втором месте – ситуативно-позитивное отношение учащихся к семье – 6 учащихся (40%). Третье место занимает устойчиво-позитивное отношение – 2 учащихся (13%). Анализ результатов диагностики в 5 «Б» классе выявил четыре уровня отношений к семье. Преобладающим уровнем является ситуативно-позитивное отношение – 7 учащихся (37%), на втором месте – устойчиво-позитивное отношение – 6 учащихся (32%). Третье место – ситуативно-негативное отношение – 5 учащихся (26%) и на четвертом месте – устойчиво-негативное отношение – 1 учащийся (5%). Характеристика отношений учащихся 5-х классов к семье
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.
Вывод:Анализ результатов диагностики отношений учащихся к семье показал, что у 21 учащегося (62%) сформированы благоприятные отношения к семейным ценностям. Подростки дорожат семейными традициями и устоями, помнят о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники проходят при их участии и помощи в подготовке. Заботу родителей некоторые воспринимают как само собой разумеющуюся. Они предполагают, что семья, которую они создадут в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой они живут сейчас.
Кроме этого, у 12 учащихся (35%) отношения в семье требуют коррекции. Для данных учащихся характерно потребительское отношение к своим родным. Подросткам, как они считают, «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, они добьются этого любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сами они, скорее всего, считают, что никому и ничем не обязаны. У одного учащегося (3%) выявлено устойчиво-негативное отношение к семье, что свидетельствует о том, что семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.
|